Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса

Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина

Елена Ковылина. Фото: предоставлено художником
Елена Ковылина.
Фото: предоставлено художником

Тему восприятия искусства как лекарства от всех болезней развивает художник, радикальный перформансист Елена Ковылина, основатель первой в Москве школы перформанса и лауреат премии «Инновация» (2006). Для борьбы с любой заразой Елена Ковылина вместе с независимым ученым Инной Яковлевой (вместе в 2019 году они создали фонд «Искусство в науке») придумала проект «Аудио-визуальная аптека» и перформанс «Звуковая ванна от коронавируса». Их вернисаж состоялся онлайн. Елена Ковылина рассказала о своем художественно-научном ноу-хау.

Елена Ковылина. «Сигнал-фиалка». Проект «Аудио-визуальная аптека». С-принт на металле. 2020. Фото: предоставлено художником
Елена Ковылина. «Сигнал-фиалка». Проект «Аудио-визуальная аптека». С-принт на металле. 2020.
Фото: предоставлено художником

Когда вы занялись искусством на стыке с наукой?

Инна Яковлева более 20 лет ведет исследования в области относительно молодой науки — нейроакустики, которая может помочь в лечении тех или иных заболеваний. Согласно этой теории, звуки, даже не воспринимаемые ухом человека, их волны и вибрации положительно откликаются в человеческом организме. Я как художник присоединилась к исследованиям Инны в 2012 году. Цвет, кстати, тоже звук, только видимый глазом, как и любая форма, представляющая собой энергетический каркас живой материи. Получается, что то, что мы видим, — это застывшая симфония тонких звуковых процессов.

Как проект «Аудио-визуальная аптека» связан с этой нейроакустической теорией?

Мы с Инной придумали этот проект два года назад. Он состоит из 200 шестигранных картин (18 см в диаметре, холст, масло) с изображением лекарственных трав, сортированных по сборам: от кашля, повышающие иммунитет, успокаивающие и так далее. Созерцание зрителем этих лекарственных растений в сочетании с подобранными к ним треками на частотах, не слышимых ухом, благотворно влияет на человека.

Елена Ковылина. Проект «Аудио-визуальная аптека». Фото: предоставлено художником
Елена Ковылина. Проект «Аудио-визуальная аптека».
Фото: предоставлено художником

Расскажите про перформанс «Звуковая ванна от коронавируса». Почему он проходит в ванне?

На самом деле я сижу в специально привезенном для этой цели джакузи в своем доме, поскольку нахожусь сейчас в добровольной самоизоляции.

Звуковые вибрации, как мы уже выяснили, обладают лечебным эффектом. А в воде звук распространяется в десятки раз лучше — и потому он эффективнее. Я погружаюсь в воду на два часа, за это время мои клетки под действием звуковых волн на высоких частотах полностью очищаются. Проект «Аудио-визуальная аптека» и видеодокументация перформанса участвуют в онлайн-выставке «2020–2070», которая доступна для просмотра в интернете.

Насколько изменились ваши планы из-за пандемии коронавируса?

Отменилась моя выставка, которая должна была открыться в Барселоне. Но большинство планов остаются в силе. Думаю, что все проекты, которые мы готовим для московского выставочного зала «Ходынка», куратором которого я стала в декабре прошлого года, будут осуществляться — если не в режиме офлайн, так онлайн. Надо будет только освоить искусство репрезентации в формате онлайн. Это задача чисто техническая, которую придется решить не только мне, но и многим людям, в том числе моим коллегам, чтобы оставаться активными. Кстати, с Инной Яковлевой мы и раньше работали главным образом дистанционно, поскольку она живет в Красноярске.

Ванна для перформанса «Звуковая ванна от коронавируса». Фото: предоставлено художником
Ванна для перформанса «Звуковая ванна от коронавируса».
Фото: предоставлено художником

Следующий проект, над которым мы уже работаем, посвящен теме разных зависимостей, которых у современного человека огромное количество. Это не только алкоголизм, наркомания, игромания, зависимость от социальных сетей, но и масса других. Мы их пытаемся проанализировать, создать их визуальные образы и снабдить звуковыми программами, которые, как мы думаем, могут помочь излечить людей от тяжелых зависимостей. Этот проект называется «Абсолютная свобода».

Елена Ковылина и Инна Яковлева. Проект «Аудио-визуальная аптека». Фото: предоставлено художником
Елена Ковылина и Инна Яковлева. Проект «Аудио-визуальная аптека».
Фото: предоставлено художником

Вы последнее время ходите в красивой диадеме. Это просто для образа или она тоже с какой-то целью?

Я ее ношу уже больше года не снимая, это такой перманентный перформанс. Таким образом я участвую в эксперименте — испытываю на себе технологию, разработанную Инной Яковлевой. Эта диадема на самом деле генератор с массой лечебных функций. Диадема сделана из серебра с пропаянной внутри медью — эта «электропара» создает вокруг головы электромагнитное поле, отражающее все вредные излучения извне.

Ну и как, вы ощущаете изменения в своем самочувствии?

За этот год у меня заметно улучшилось здоровье, память стала лучше, и даже лицо стало более симметричным, об этом многие мне говорят.  

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+