18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Видеохудожники перешли на язык тела

№78
Материал из газеты

Виктор Алимпиев, Саша Пирогова и Елена Ковылина представляют свои работы на выставке в Барселоне

В выставке «Перспективы. Там, где тело встречает разум», проходящей в рамках фестиваля видеоискусства LOOP в Барселоне, участвуют три российских видеохудожника: Виктор Алимпиев, Елена Ковылина и Саша Пирогова, работы которых предоставил из своей коллекции Газпромбанк. Тема выставки — конфликт духа и тела, зафиксированный вербально и телесно. Кураторы выбрали произведения, вступающие в диалог или конфликт друг с другом. Работы российских художников соседствуют с видеоработами Гэри Хилла, Пабло Лобато и Энрике Рамиреса (из собрания Музея современного искусства MACBA в Барселоне). 

«Комментарий» (1980) Гэри Хилла (классик видеоарта, обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале, который в этом году участвовал в проекте Пушкинского музея в Венеции, где разложил живопись Тинторетто на простейшие элементы и спектры), кажется, основан на чистом нарративе. Это манифест, направленный против телевидения и его коммуникационных возможностей, в котором два комментатора бессмысленно перекрикивают друг друга. В «Очереди» (2014) Саши Пироговой заложена литературная основа: фильм сделан по мотивам одноименного романа Владимира Сорокина, где художница перевела сорокинские вопросы и ремарки на язык тела. «Преодолевая стену» (2012) Энрике Рамиреса отсылает зрителя к 13-й статье Декларации прав человека, обеспечивающей свободу передвижения. Сюжет на экране выстраивается из еле заметных движений, покачиваний, тиков и дрожания рук — молчаливые пассажиры парома плывут куда-то в неизвестном направлении в поисках счастья. С тем чтобы в последнем кадре очутиться на выломанном куске пола, вставшем на якорь у неведомого берега. 

Тема телесности и эмоциональности достигает кульминации в «Боксе» Елены Ковылиной — документации ее перформанса, прошедшего в 2005 году в московской галерее XL Projects. Вдохновившись примером дадаиста, поэта и боксера Артура Кравана, племянника Оскара Уайльда, художница отстаивает свое место в искусстве буквально — в честном бою на боксерском ринге, на который вызывает всех желающих помериться с ней силой, выступая одновременно в роли и агрессора, и провокатора, и жертвы.

Casa de Rusia
Перспективы. Там, где тело встречает разум
14–24 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+