18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Сказка не про бурого медведя

Критик Ольга Кабанова делится впечатлениями о выставке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в Третьяковской галерее

В оригинальной версии русской народной сказки «Теремок» медведь представляется так: «Я тяпыш-ляпыш, всем подгнетыш!» Как все помнят, теремок медведь раздавил, но в оптимистических концовках (а есть и грустные) звери новый теремок — лучше прежнего — дружно построили.

Центральный и самый востребованный для фотографирования экспонат выставки «Русская сказка» в Западном крыле Новой Третьяковки — гигантский бутафорский медведь. Он тяпыш-ляпыш — временное создание художницы Марии Трегубовой. Он не произведение, а «интерактивный объект» — его разрешено трогать. «Подгнетышем» он, однако, не стал, как ни велик и доступен. Другие обитатели сказочной выставки не какие-то мышки-норушки, а произведения русских классиков и замечательных современных художников — с ними интерактивному медведю не тягаться. По моим наблюдениям, особым успехом он пользовался у публики вернисажной, а вот в обычный день дети вокруг него не толпились.

Они зависали у самых разных произведений, которых не счесть на огромной выставке, разделенной на водное царство, подземное царство и сказочный лес. На моих глазах два мальчика лет восьми долго обсуждали видеофрагменты из «Сказок Пушкина», поставленных эксцентричным гением Бобом Уилсоном в Театре наций. Им нравилось, потому что «страшно-то как». Дети любят ужастики. Еще дети с бабушками и мамами не отрываясь смотрели мультфильм «Царевна-лягушка» 1954 года.

Но оставим функционального медведя, занимающего пустое пространство в центре огромного зала, и детей, которых все равно не понять. Попытаюсь поделиться личным впечатлением. Надо признаться, я не поклонник активных дизайнерских внедрений в экспозицию и ее театрализации. А архитектор и сокуратор выставки Алексей Трегубов — художник преимущественно театральный, экспозиция для него — сцена, а экспонаты играют отведенные им роли. А поскольку художественные произведения, особенно картины — это самодостаточный, по своим законам сформированный мир, то Трегубов иногда дополняет выставку собственными, играющими, работами, как это было на «Игре с шедеврами» в Еврейском музее. Или как сейчас в Третьяковке — сделанными специально для выставки.

Но нравится кому-то или нет бутафорский лес с серыми бумажными деревьями — в этом случае не важно. Если помнишь заупокойно унылые пространства третьего этажа ЦДХ, то понимаешь: все, что здесь ни сделать, — к лучшему, а уж воспроизведение стен и дверей исторической Третьяковской галереи — тем более.

Потому что главное в этой «Русской сказке» — произведения. От Виктора Васнецова и Елены Поленовой до Олега Кулика, Дмитрия Цветкова, Ирины Кориной, Ольги Кройтор и Константина Звездочетова. От национального романтизма и погружения в фольклор до жесткой иронии и забавной, а то и серьезной игры.

Сопоставлены картины, скульптуры, объекты, инсталляции и документация перформансов на выставке так продуманно, что перекличка их очевидна. При этом — спасибо необъятному пространству и Алексею Трегубову! — каждому произведению отведено собственное, отдельное место, такой бумажный киот. Так что можно наглядеться на небесный простор, где парит васнецовский Иван-царевич на ковре-самолете, держа зачем-то плененную Жар-птицу, а потом, выдохнув, изумиться «тающему», как бы наполовину распущенному ковру Фаига Ахмеда. Или просмотреть ряд дев — от прекрасной, скачущей в обнимку с Иваном-царевичем на Сером Волке, на самой нарядной картине Васнецова до жесткого китча фотопортрета Владислава Мамышева-Монро в образе Марфуши — Инны Чуриковой из фильма «Морозко». В этом ряду и гламурная «Русская красавица» Ильи Глазунова тоже становится объектом пародирования. Некоторые знакомые вещи в сказочном контексте смотрятся иначе: ничего фольклорного в видео группы «Синий суп», где волны пересекает щель, я никогда не замечала, а тут подумала, что так море собирается расступиться.

И еще об одном, возможно самом главном. Я не могла бы написать о выставке рецензию, быть объективной, упрекнуть ее авторов в попытке объять необъятное и «оживляжа» классической живописи компьютерными ухищрениями… Ведь с тем, что на ней показывают, связана вся моя жизнь — от детского восторга перед «Тремя царевнами подземного царства», повторяемой со школы фразы из «Марьи-искусницы» «Что воля, что неволя — все одно» и обожаемого Георгия Милляра, лучшей Бабы-яги на всем свете, до эстетского «Мешка без дна» — фильма Рустама Хамдамова, безмятежных картин Дубосарского & Виноградова и незабвенного Мамышева-Монро с его уморительной Марфушечкой.

Западное крыло Новой Третьяковки
Русская сказка. От Васнецова до сих пор
22 февраля — 10 мая

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+