Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»

В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов

Театральный художник Алексей Трегубов на пресс-конференции, посвященной результатам работы Третьяковской галереи в 2019 г. и планам на 2020 г. Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Театральный художник Алексей Трегубов на пресс-конференции, посвященной результатам работы Третьяковской галереи в 2019 г. и планам на 2020 г.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Алексей, чья была идея собрать на одной выставке все «сказочное», что придумано в русском искусстве за 200 лет? И какие задачи были поставлены перед вами как перед автором экспозиции?

Нас (авторов выставки, сценографа и архитектора Алексея и Марию Трегубовых. — TANR) позвала в проект Татьяна Гетман, куратор специальных проектов Третьяковской галереи. Это была ее идея устроить в Третьяковке выставку сказок. Кроме нас, в кураторскую группу вошли Иван Антонов, Никита Петров, Игорь Волков.

Справка

Биографическая справка

Алексей Трегубов (р. 1979) — художник, галерист, сценограф, музейный дизайнер. Окончил МГАХУ памяти 1905 года (факультет живописи) и МГАХИ им. В.И.Сурикова (мастерская монументальной живописи). Художник театра «Школа современной пьесы», основатель арт-галереи «Комната», автор сценографии в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Дюссельдорфа, Будапешта и проч. Автор выставочного дизайна около 20 выставок в Музее Москвы, ММОМА, Еврейском музее и центре толерантности, номинант премий Кандинского, «Золотая маска» и Курехина.

Еще…

Мы начали разговаривать о проекте примерно два года назад. И тогда в качестве места для выставки однозначно рассматривался Инженерный корпус в Лаврушинском переулке. Замоскворечье само по себе волшебный район, исторический фасад ГТГ стилизован под сказочный терем. И вот проходит время, и выясняется, что выставка меняет локацию: ее решено провести в здании на Крымском Валу. Сказать, что мы были озадачены, — не сказать ничего. Какие в Новой Третьяковке в принципе возможны чудеса?! Модернистский дом, много света, чистая геометрия — это пространство для совсем других выставок.

Ирина Корина. «Початок». 2013. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Ирина Корина. «Початок». 2013.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

И мы начали думать. Родилась идея смоделировать на новой площадке интерьеры классического музея. Придя на нашу выставку, зритель попадет в зал, дублирующий старую добрую Третьяковку: зеленые стены, широкий карниз под потолком, привычные деревянные наличники дверей. И в центре зала — стена-«камень», как на картине Виктора Васнецова «Витязь на распутье»: пойдешь направо — найдешь подземное царство, прямо — лесное царство, налево — царство подводное. Все залы устроены согласно замыслу: в лесном царстве — лес из деревьев, в подводном — вздымающиеся волны вместо стен, как будто вода расступилась, в подземном — низкие, как в пещере, потолки, спуски-проходы, много углов. Навигация построена так, что после каждого царства наш зритель, поплутав по коридорам, как по ленте Мебиуса, снова окажется в первом зале на распутье. Очередность просмотра выставки каждый выберет индивидуально. И образ сказки у каждого получится свой.

Зал «Лесное царство» на выставке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Рендер. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Зал «Лесное царство» на выставке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Рендер.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Какие за всем этим смысл и цель?

Сказка — это искреннее, понятное всем высказывание, язык, позволяющий вести прямой диалог со зрителем. И еще сказка — многослойная структура: каждый смысловой пласт можно разгадывать и понимать по-новому в разном возрасте и состоянии. Выставка адресована детям, а также тому ребенку, который живет внутри каждого из взрослых. Это не привычный просмотр выставки, а попадание в игру, путешествие с непредсказуемым финалом.

Я не всегда чувствую себя комфортно в музее. Нередко меня терзает чувство вины: я же должен знать историю картин и судьбы художников, но часто ни того, ни другого не помню или не знаю. Ощущение ученика, не выучившего урок, наверное, типично для многих посетителей музеев. И в этой ситуации спасает присутствие детей. Когда ребенок спрашивает у тебя, взрослого, а что, собственно, на картине изображено, даже если ты забыл биографию художника, ты начинаешь импровизировать. Выясняется, что ты столько всего знаешь! Ребенок становится проводником в мир искусства. Мы надеемся, что выставка, ее игровая форма обеспечат открытый контакт с произведениями и детям, и взрослым.

Виктор Васнецов. «Иван-царевич на Сером Волке». 1889. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Виктор Васнецов. «Иван-царевич на Сером Волке». 1889.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Вы придерживаетесь хронологического принципа в развеске работ?

Как раз наоборот: мы смешиваем искусство разных эпох, чередуем живопись и инсталляции, графику и мультфильмы, кино и книжную иллюстрацию. Хрестоматийно известные художники Илья Репин, Виктор Васнецов, Иван Билибин соседствуют с нашими современниками Олегом Куликом, Дмитрием Гутовым, Константином Звездочетовым. На выставке покажут фрагменты фильма Рустама Хамдамова «Мешок без дна», бессмертное творение студии «Союзмультфильм» — «Царевну-лягушку», можно будет прослушать записи сказок, сделанные в этнографических экспедициях.

И какова мораль? Что сказочные герои со временем становятся менее наивными и более циничными, что крепчает феминизм и исчезает маскулинность?

Каждый заметит свое. Тем выставка и хороша, что предполагает разные уровни осмысления: дети будут радоваться тотемным животным в центре каждого «царства», золотой рыбке или сказочному медведю (их можно трогать), а взрослые — рассуждать о подтекстах сказочных сюжетов. Все это делается для того, чтобы зритель новыми глазами посмотрел на привычные работы, окунулся в сказку.

Зал «Подводное царство» на выставке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Рендер. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Зал «Подводное царство» на выставке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Рендер.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

О выставке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор»

На выставке представлены 90 экспонатов: живопись, графика, мультфильмы, кино, видео. Диапазон авторов — от Ивана Билибина и Наталии Гончаровой до Роберта Уилсона и Ольги Тобрелутс. Помимо ГТГ («одолжившей» на выставку из своей постоянной экспозиции такие монументальные вещи, как «Три царевны подземного царства», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич на Сером Волке» Виктора Васнецова), произведения предоставлены Русским музеем, Нижегородским государственным художественным музеем, ГЦСИ, музеем-заповедником «Абрамцево».

Западное крыло Новой Третьяковки
Русская сказка. От Васнецова до сих пор
22 февраля — 10 мая

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+