18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тату: тело вместо холста

№81
Материал из газеты

Парижская выставка-блокбастер, посвященная искусству татуировки и успевшая совершить мировое турне, теперь и в Пушкинском музее, в значительно обновленной и расширенной версии

Проект под названием «Татуировщики, татуировки» был задуман и реализован в парижском Музее на набережной Бранли имени Жака Ширака, который специализируется на культуре аборигенов Африки, Азии, Океании и Америки, и был сфокусирован не столько на традиционных племенных татуировках, сколько на том, что происходит с этим видом творчества в современной городской цивилизации. 

Основное внимание фран­цузы сосредоточили на нынешних западных мастерах татуировки, хотя не обошлось и без привычных «антропологических» экспонатов в витринах. Кураторы постарались представить их работы как произведения современного искусства, показать, каким образом человеческое тело в наши дни становится полноценным «холстом» для мастеров самых разных художественных направлений и стилей — графических и живописных. Выставка в Париже прошла с большим успехом в 2014–2015 годах. После чего она отправилась в мировое турне — ее уже показали в Королевском музее Онтарио в Канаде, в чикагском и лос-анджелесском музеях естественной истории. В Москву выставка приезжает с Тайваня, где ее можно было увидеть в Музее изящных искусств города Гаосюн. 

В ходе турне экспозиция менялась, в каждой стране к ней добавлялось что-то новое. Так, на парижской выставке экспонировалось 13 объемных силиконовых макетов человеческого тела с нанесенными на них рисунками современных татуировщиков, среди которых Гай Атчисон, Алекс Бинни, Пол Бут, Доктор Лакра, Филипп Лью, Тин-Тин, Хориёси III, Хенк Шиффмахер и другие громкие имена. В Пушкинском уже 17 таких «манекенов», к которым прибавили еще один торс. По выбору французских кураторов автором этой работы стал известный российский тату-мастер Александр Грим. 

По ходу перемещения по миру выставка пополнялась и местным этнографическим материалом. В Соединенных Штатах к ней добавили материалы, посвященные культуре татуировки у индейцев. В Гаосюне она увеличилась за счет раздела, рассказывающего о традиции лицевых татуировок у коренных жителей Формозы (историческое название острова Тайвань).

В Пушкинском музее выставка (кураторы Варвара Шкерменева и Александра Савенкова) дополнена многочисленными местными экспонатами, причем некоторые из них весьма ценные и уникальные, как, например, древнеегипетская ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса (XIV век до н.э.) из постоянной экспозиции ГМИИ. Специалисты долго ломали голову над тем, что значат узоры на ее теле: украшения ли это или одежда? И только недавние исследования египетских мумий прояснили, что женщины Древнего Египта (возможно, жрицы) украшали себя татуировками. Так был разгадан секрет ложечки, и она стала одним из древнейших предметов на московской выставке. 

На отбор тематических экспонатов в отечественных музеях сотрудники ГМИИ потратили несколько месяцев, благодаря чему их количество с первоначальных 125 увеличилось до 180. Но, главное, как отмечают кураторы, значительно изменилась культурная интенция проекта. В Эрмитаже, Кунсткамере, Историческом музее и, собственно, в самом ГМИИ хранится значительное количество артефактов и документов, рассказывающих о путешествиях XVIII–XIX веков. 

Корабли Российской империи побывали в самых отдаленных уголках планеты, тогда еще населенных татуированными аборигенами, и осталось множество свидетельств, благодаря которым можно объемно представить этот древний вид творчества. Среди них, например, альбом с зарисовками с натуры Вильгельма Готтлиба Тилезиуса фон Тиленау, сделанными во время кругосветного путешествия в 1803–1806 годах с мореплавателем Иваном Крузенштерном. Альбом этот, включенный в экспозицию, хранится в Российской государственной библиотеке. 

Помимо татуированных аборигенов дальних морей, запечатленных в зарисовках из другой кругосветной экспедиции, мореплавателя Василия Головнина на шлюпе «Камчатка» в 1817 году, на выставке можно увидеть образцы тату отечественного происхождения, ведь азиатские территории России обширны и на них проживали и проживают самые разные этносы. 

К сожалению, из-за хрупкости не приехали эрмитажные татуированные мумии из алтайских пазырыкских курганов (VI–III века до н.э.). Однако дать представление о том, как с искусством тату обстояло дело у древних народов на территории современной России, кураторы все-таки смогли, поскольку традиции сохраняются и в наши дни. 

Так, в экспозиции можно увидеть фотографии лицевых татуировок, которые успел сделать, общаясь со старыми чукчанками, петербургский тату-мастер и исследователь истории татуировки Дмитрий Бабахин. Фотографии рассказывают нам и историю первой российской Международной московской тату-конвенции, состоявшейся 25 лет назад. В этом году, к слову, она пройдет в мае. 

Не забыты и советские зэковские татуировки. Они представлены знаменитой серией, показанной и в наших музеях, и за рубежом известным фотографом Сергеем Васильевым, который в 1960–1980-х годах посещал места заключения. Расцвет тюремной татуировки был чисто советским феноменом. Как рассказали кураторы, готовясь к выставке, они побывали в «Бутырке» и пришли к мнению, что современные ее образцы маловыразительны, и этот материал решили не брать.
Обещают на выставке и живые экспонаты. В частности, на несколько дней приезжает Тим Штайнер, спину которого украшает татуировка работы бельгийского мастера сов­риска Вима Дельвуа. Штайнер заживо продал эту татуировку одному немецкому коллекционеру, взяв обязательство принимать участие в качестве экспоната в выставочных проектах. Идея пополнить выставку произведениями современных художников тоже российская. Вим Дельвуа представлен здесь также своими фирменными татуированными свиными шкурками. А работающий с мрамором итальянский скульптор Фабио Виале — тремя статуями из его популярной серии, покрытыми «наколками» из акрила (две фигуры в стиле russian criminal tattoo и одна — в японском).

Выставка получилась впечатляющей, с размахом, охватывающей всю историю тату. И при этом рассказывающей, чем татуировки важны для нас сегодня, почему они перестали быть приметой маргиналов и криминальных личностей, став источником вдохновения для рекламы, дизайна и моды. 

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Тату
3 марта – 31 мая

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+