От Арчимбольдо до татуировок: Пушкинский объявил планы на 2020 год

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина анонсировал крупнейшие выставки, захватывающие своим многообразием, и отчитался о достигнутом в уходящем году

В 2019 г. запущена просветительская онлайн-платформа «Академия Пушкинского».  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Косметическая ложечка в форме цветка розового лотоса с ручкой в форме плывущей девушки. XV в. до н.э. Выставка TATTOO. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Работа проекта направления «Пушкинский.Youth» «Я покажу тебе музей». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Арчимбольдо. «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна». Фото: Google Art Project
Посетители на выставке «Щукин. Биография коллекции» в 2019 г. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Подземное пространство музейного квартала ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Особняк Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
В 2019 г. запущена просветительская онлайн-платформа «Академия Пушкинского».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Косметическая ложечка в форме цветка розового лотоса с ручкой в форме плывущей девушки. XV в. до н.э. Выставка TATTOO.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Работа проекта направления «Пушкинский.Youth» «Я покажу тебе музей».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Арчимбольдо. «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна».
Фото: Google Art Project
Посетители на выставке «Щукин. Биография коллекции» в 2019 г.
Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Подземное пространство музейного квартала ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Особняк Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

ГМИИ принял в завершающемся году почти 1,5 млн посетителей — это лучший результат музея, и он наверняка поднимет его еще на одну строчку в списке самых посещаемых. Но будущий, 2020 год может побить и этот рекорд — настолько заманчивым и разнообразным выглядит набор выставок, которые готовят в музее.

В марте всю центральную выставочную ось главного здания займет — небывалый случай — графика. Это рисунки пяти веков из фондов ГМИИ, которые уже показаны, и с огромным успехом, в парижском фонде Custodia. В середине июля весь музей захватит барокко: видеоработы Билла Виолы (его выставку в Москве обещали давно) вступят в диалог с шедеврами живописи и прикладного искусства из Музея Каподимонте в Неаполе — здесь будут Тициан, Рафаэль, Караваджо, Аннибале Карраччи. Поразительным может оказаться проект «Тату», который ГМИИ готовит совместно с парижским Музеем на набережной Бранли. Это около 150 произведений, от старых европейских гравюр до современных фотографий, представляющих феномен татуировки. Венцом года станет экспозиция «Джузеппе Арчимбольдо и его время». Работы художника XVI века (его «головы», сложенные из овощей и фруктов, известны каждому по репродукциям) приедут в Россию впервые.

«Выставки чрезвычайно важны для музея, — сказала директор ГМИИ Марина Лошак, — но они как косметика, наложенная на лицо. Суть нашей работы глубже, и часто она не очень заметна на первый взгляд». Среди важнейших достижений 2019 года Марина Лошак назвала наконец ставшую реальной возможность «вернуть» особняк Сергея Щукина в Знаменском переулке: идет диалог с Минобороны, которому принадлежит здание, и уже через два года ГМИИ сможет получить его в управление. Это, конечно, стало следствием сенсационного внимания, которое привлекла выставка «Щукин. Биография коллекции». «Мы осознанно сделали выставку такой, какой хотели, и я рада, что реакция на нее была такой страстной, — заметила директор музея (концепция и дизайн выставки вызвали живейшее обсуждение зрителей). Будущий год пройдет под знаком другого, не менее родного для ГМИИ персонажа. В Фонде Louis Vuitton в Париже — там, где в 2016 году впервые триумфально показали собрание Сергея Щукина, — осенью 2020-го представят «Собрание нового искусства Морозовых». В Москве выставка, посвященная Ивану Морозову, состоится в 2021 году.

Кстати, этот год — 2021-й — будет ключевым для формирования музейного квартала ГМИИ. Значительная часть грандиозных подземных работ — «цистерна», которая объединит здания, — уже закончена, и в ближайшее время строительство Депозитарно-реставрационного и выставочного центра выйдет на наземный этап; будет идти активная деятельность по созданию Галереи импрессионистов и постимпрессионистов и Дома текста. В 2021 году начнется «сложный и опасный» процесс переезда в новые помещения фондов музея, после чего главное здание закроется на реконструкцию.

Очень важным итогом Марина Лошак назвала создание направления «Пушкинский.Youth». Это не переименованный исторический «Клуб юных искусствоведов», а огромный проект, который позволяет пяти сотням детей проводить время в музее, участвовать в разных лабораториях и мастерских, слушать лекции, работать в коворкингах (на ближайшие время базой направления стал особняк Лопухиных).

«Очень сложно и очень воодушевляюще», — так директор ГМИИ охарактеризовала неожиданно случившееся в 2019 году слияние музея с Государственным центром современного искусства. Музей планирует очень активно использовать региональные филиалы ГЦСИ, сохраняя идентичность каждого; внимание будет сфокусировано, естественно, на современном искусстве и образовательных программах. Конкретики в проекте пока что мало (формально команда ГЦСИ вольется в ГМИИ только в будущем году). «В регионах нас ждут» — вот, пожалуй, самое главное из того, что Марина Лошак, сама участвующая в переговорах, готова была рассказать.

Самое читаемое:
1
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+