18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От Арчимбольдо до татуировок: Пушкинский объявил планы на 2020 год

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина анонсировал крупнейшие выставки, захватывающие своим многообразием, и отчитался о достигнутом в уходящем году

ГМИИ принял в завершающемся году почти 1,5 млн посетителей — это лучший результат музея, и он наверняка поднимет его еще на одну строчку в списке самых посещаемых. Но будущий, 2020 год может побить и этот рекорд — настолько заманчивым и разнообразным выглядит набор выставок, которые готовят в музее.

В марте всю центральную выставочную ось главного здания займет — небывалый случай — графика. Это рисунки пяти веков из фондов ГМИИ, которые уже показаны, и с огромным успехом, в парижском фонде Custodia. В середине июля весь музей захватит барокко: видеоработы Билла Виолы (его выставку в Москве обещали давно) вступят в диалог с шедеврами живописи и прикладного искусства из Музея Каподимонте в Неаполе — здесь будут Тициан, Рафаэль, Караваджо, Аннибале Карраччи. Поразительным может оказаться проект «Тату», который ГМИИ готовит совместно с парижским Музеем на набережной Бранли. Это около 150 произведений, от старых европейских гравюр до современных фотографий, представляющих феномен татуировки. Венцом года станет экспозиция «Джузеппе Арчимбольдо и его время». Работы художника XVI века (его «головы», сложенные из овощей и фруктов, известны каждому по репродукциям) приедут в Россию впервые.

«Выставки чрезвычайно важны для музея, — сказала директор ГМИИ Марина Лошак, — но они как косметика, наложенная на лицо. Суть нашей работы глубже, и часто она не очень заметна на первый взгляд». Среди важнейших достижений 2019 года Марина Лошак назвала наконец ставшую реальной возможность «вернуть» особняк Сергея Щукина в Знаменском переулке: идет диалог с Минобороны, которому принадлежит здание, и уже через два года ГМИИ сможет получить его в управление. Это, конечно, стало следствием сенсационного внимания, которое привлекла выставка «Щукин. Биография коллекции». «Мы осознанно сделали выставку такой, какой хотели, и я рада, что реакция на нее была такой страстной, — заметила директор музея (концепция и дизайн выставки вызвали живейшее обсуждение зрителей). Будущий год пройдет под знаком другого, не менее родного для ГМИИ персонажа. В Фонде Louis Vuitton в Париже — там, где в 2016 году впервые триумфально показали собрание Сергея Щукина, — осенью 2020-го представят «Собрание нового искусства Морозовых». В Москве выставка, посвященная Ивану Морозову, состоится в 2021 году.

Кстати, этот год — 2021-й — будет ключевым для формирования музейного квартала ГМИИ. Значительная часть грандиозных подземных работ — «цистерна», которая объединит здания, — уже закончена, и в ближайшее время строительство Депозитарно-реставрационного и выставочного центра выйдет на наземный этап; будет идти активная деятельность по созданию Галереи импрессионистов и постимпрессионистов и Дома текста. В 2021 году начнется «сложный и опасный» процесс переезда в новые помещения фондов музея, после чего главное здание закроется на реконструкцию.

Очень важным итогом Марина Лошак назвала создание направления «Пушкинский.Youth». Это не переименованный исторический «Клуб юных искусствоведов», а огромный проект, который позволяет пяти сотням детей проводить время в музее, участвовать в разных лабораториях и мастерских, слушать лекции, работать в коворкингах (на ближайшие время базой направления стал особняк Лопухиных).

«Очень сложно и очень воодушевляюще», — так директор ГМИИ охарактеризовала неожиданно случившееся в 2019 году слияние музея с Государственным центром современного искусства. Музей планирует очень активно использовать региональные филиалы ГЦСИ, сохраняя идентичность каждого; внимание будет сфокусировано, естественно, на современном искусстве и образовательных программах. Конкретики в проекте пока что мало (формально команда ГЦСИ вольется в ГМИИ только в будущем году). «В регионах нас ждут» — вот, пожалуй, самое главное из того, что Марина Лошак, сама участвующая в переговорах, готова была рассказать.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+