18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Русский музей поделился планами на 2020 год

125-летие Государственного Русского музея отметят завершением реставрации Михайловского замка и огромной выставкой даров, которая займет все дворцы музейного комплекса

На пресс-конференции, прошедшей в Москве, директор Государственного Русского музея Владимир Гусев рассказал о событиях, запланированных на юбилейный для музея 2020 год. 

«Одно из главных событий — завершение реставрации Михайловского замка, — рассказал Гусев. — В этом году 220 лет со дня освящения домового храма замка. И к этому моменту более 80% его помещений оказались отреставрированы. Это Тронный зал, Воскресенский зал, галерея арабесок, апартаменты камер-фрейлины, обер-гофмейстера и шталмейстера — Нарышкина и Кутайсова, и другие — их мы откроем в ноябре, во время Культурного форума. Парадные залы, которые последний период занимала библиотека Военно-морского флота, наконец, освобождены, и мы за это благодарны командованию флота». 

Директор ГРМ уточнил, что будут открыты не только сами залы, но и новый раздел постоянной экспозиции, посвященной Романовым. В него, в частности, войдут четыре полотна, которые заказал для замка Павел I. Два из них очень большого размера, почти 6 × 4 м, — это «Призвание Михаила Федоровича на царствование» и «Взятие Казани» художника Григория Угрюмова. 

«Эти полотна, к счастью, хранились в ГРМ, и они в достаточно хорошем состоянии. За все время мы показали их один или два раза. Теперь же картины возвращаются туда, где и должны были быть», — рассказал Гусев. Кроме того, в замок из Третьяковской галереи передадут две работы Джона Аткинсона — «Крещение князя Владимира» и «Куликовская битва», которые оказались в Москве в 1930-х годах. Теперь предстоит проделать большую работу по их реставрации, а после разместить в освободившихся после переезда библиотеки ВМФ парадных залах. 

Выставка даров музею и коллекционер Александр III 

Главными выставками юбилейного года в музее называют две. Проект «Александр III. Император и коллекционер», открывающийся в Михайловском замке 12 февраля, напомнит о том, что Александр III занимался музейным строительством и художественным образованием, покровительствовал передвижникам. На выставке можно увидеть около 300 произведений — живопись, графику, скульптуру и фарфор, которые собирал император, а также его собственные произведения. 

Важнейшим проектом, который пройдет одновременно во всех дворцах Русского музея, станет «Художники и коллекционеры — Русскому музею». На ней музей продемонстрирует историю своего собрания в 1898–2000 годах через экспонаты, переданные ГРМ различными дарителями. Заместитель директора ГРМ Евгения Петрова сказала, что от каждого благотворителя музей постарается показать хотя бы по одному предмету, потому что все подарки показать невозможно. Это обстоятельство планируется компенсировать в каталоге, где будет указана подробнейшая информация обо всех подарках. По словам сотрудников музея, организация этой выставки столкнулась с некоторыми затруднениями, поскольку невозможно изъять центральные вещи постоянной экспозиции, например «Бурлаков на Волге» Ильи Репина. Однако они будут отмечены в залах музея специальной экспликацией, где будет рассказано, благодаря кому они оказались в музее. Таких предметов в музее, как оказалось, достаточно. 

Пышных юбилейных торжеств не планируется — по словам Гусева, это связано с финансовой ситуацией. Однако непосредственно 25 апреля, когда был издан указ императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“, вход в музей и на выставку даров сделают бесплатным. 

Достижения и планы

Гусев также отчитался об успехах ГРМ за последний период. По его словам, коллекция Русского музея ежегодно пополняется на 1,5–2 тыс. экспонатов и ныне составляет намного больше 400 тыс. произведений. Это как приобретения музея, так и дары, из которых особо стоит отметить последний — коллекцию авангарда Нины Суетиной, в составе которой было 118 произведений Малевича. 

«За десять последних лет количество посетителей увеличилось в 2,5 раза, теперь это 2,5 млн человек в год. Для нас это достаточно, из-за нашей пропускной способности мы не боремся за ажиотажную посещаемость, потому что это иногда мешает людям смотреть искусство», — подытожил Гусев. По его словам, музей делает за год около 25 выставок во всех зданиях, работает 170 виртуальных филиалов, из них 33 — за рубежом.

По его словам, ежегодно реставрируется примерно 4,5 тыс. предметов, работают 13 реставрационных мастерских. Среди заметных работ — «Оргия» Котабринского и «Святая Русь» Нестерова (номинировалась на премию нашей газеты в категории «Реставрация» в разные годы), деревянный амвон XVI века из собора Святой Софии в Новгороде, живописные плафоны для Летнего дворца Петра I. «Мы, кстати, завершили реставрацию и этого дворца, и Летнего сада, — сказал Гусев. — Еще мы должны закончить реставрацию Строгановского и Мраморного дворцов. Везде осталось понемножечку».

Евгения Петрова добавила, что «еще надо совершенствовать Строгановский дворец. Надеемся, когда закончится реставрация там, мы сделаем более полную экспозицию прикладного искусства и скульптуры».

Также музей готовит большую экспозицию к юбилею Петра I, посвященную собранной им скульптуре. Она разместится в Михайловском замке, там будут представлены оригиналы, причем в помещениях, выходящих окнами на Летний сад. В самом же саду на настоящий момент из соображений сохранности установлены копии. Гусев пообещал пока не брать плату за вход в Летний сад: «Постараемся, хотя, конечно, экономические показатели нам выполнять все труднее и труднее. Но постараемся».

Кроме того, ГРМ планирует начать реставрацию памятника Александру III работы Паоло Трубецкого у Мраморного дворца. «По крайней мере, — грустным голосом добавил Гусев, — попытаемся начать, это зависит от финансирования». 

Экспансия за пределы Петербурга

В 2021 году ГРМ готовится к открытию своего филиала в Кемерове. Пока строится здание, музей подписал договор с местным институтом культуры, поскольку необходимо готовить кадры для будущего филиала. Какие именно выставки пройдут в новом кемеровском музее, пока неясно, впрочем, Евгения Петрова уточнила, что там будет показана картина Нестерова «Святая Русь» и связанный с ней проект, посвященный реставрации масштабного полотна, — в таком виде, в каком эта история была представлена в самом ГРМ. 

Кроме того, музей получил предложение в сотрудничестве с «Лукойлом» открыть филиал в Когалыме, бурно развивающемся молодом городе в Ханты-Мансийском округе. Сначала там появится культурно-выставочный центр, а позже — полноценный филиал в отдельном специально строящемся здании. 

Что касается выставок в регионах, то в музее делают проекты, связанные с местом показа. 

«Для Сыктывкара мы формируем выставку „Кандинский и Россия“, так как Кандинский ездил в этот город, специально изучал зырян, интересовался их народным искусством и очень много сделал, чтобы зыряне остались в истории. А в конце 2020 года в новосибирском Академгородке пройдет выставка Филонова — по той причине, что его первая в жизни выставка прошла именно там», — поделилась Петрова.

Отдельно было рассказано о ситуации с филиалом ГРМ в испанской Малаге. 

Открытый пять лет назад, он оказался невероятно успешным у испанцев и туристов и, по словам Гусева, вошел в 20 лучших музеев страны по динамике развития и посещаемости. В рамках юбилея Русский музей готовит для филиала три выставки, которые откроются 25 марта: «Реализм: вчера, сегодня завтра», «Киноплакат», «Андрей Тарковский». 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+