«Святую Русь» приведут в порядок

№73, май 2019
№73
Материал из газеты

Знаменитая картина Михаила Нестерова переехала из постоянной экспозиции Русского музея в реставрационную мастерскую

Эксперты из Русского музея придирчиво оценивают состояние красочного слоя на полотне Михаила Нестерова. Фото: Служба реставрации Русского музея
Эксперты из Русского музея придирчиво оценивают состояние красочного слоя на полотне Михаила Нестерова.
Фото: Служба реставрации Русского музея

В течение ближайших месяцев одна из самых известных работ художника, «Святая Русь», будет скрыта от глаз публики и проведет полгода под пристальным вниманием реставраторов. Это первая комплексная реставрация, которую предстоит пройти картине, после чего, как планируют хранители, ее можно будет отправлять и на выездные выставки.

Михаил Нестеров. «Святая Русь». Фото: Служба реставрации Русского музея
Михаил Нестеров. «Святая Русь».
Фото: Служба реставрации Русского музея

Последний раз вне петербургского музея «Святая Русь» была показана в 2000 году на выставке в Сан-Марино, когда весь мир отмечал 2 тыс. лет христианства. Произведение размером 2,33х3,75 м внешне выглядит вполне благополучно, но недавно реставраторы отметили заметные деформации красочного слоя. Тенденция к расслоению сохраняется, и решить эту проблему, по мнению специалистов, уже нельзя простыми консервативными средствами. «Тщательно изучая картину, мы обнаружили обширные деформации по углам полотна и жесткий кракелюр по центру, — рассказала Наталия Романова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации масляной живописи Государственного Русского музея. — Это не было бы критичным, если бы общее состояние картины было хорошим, но, увы, все полотно требует комплексной реставрации».

Фрагмент изображения полотна Михаила Нестерова «Святая Русь». Фото: Служба реставрации Русского музея
Фрагмент изображения полотна Михаила Нестерова «Святая Русь».
Фото: Служба реставрации Русского музея

По мнению экспертов, в процессе написания картины Михаил Нестеров не всегда соблюдал технологические правила: он несколько раз бросал работу на длительное время, а возвращаясь к ней, не обрабатывал высыхающие слои должным образом. В результате связь между красочными слоями ослабла, особенно сильное расслоение заметно по краям изломов и кракелюров, что приводит к утратам красочного слоя. Сейчас этот процесс носит уже хронический характер. Даже в местах старых заклеек, которыми пытались удержать краску от расслоения, видно, что кракелюры продолжают образовываться.
Судьба одной из самых известных работ Нестерова вообще была непростой. Законченную картину он представил публике в 1907 году. Специалисты отмечали мастерство автора в написании пейзажа (художника вдохновили виды Соловков), в изображении фигур и лиц простых людей, стоящих перед Христом. Моделями Нестерову послужили дети, встреченные им близ подмосковных Мытищ, монахи Соловецкого монастыря и Черниговской обители Троице-Сергиевой лавры. Женщины справа написаны художником с сестры, Александры Васильевны, и матери, Марии Михайловны.

Картину Михаила Нестерова перемещают из постоянной экспозиции Русского музея в реставрационную мастерскую. Фото: Служба реставрации Русского музея
Картину Михаила Нестерова перемещают из постоянной экспозиции Русского музея в реставрационную мастерскую.
Фото: Служба реставрации Русского музея

Однако картина вызвала бурную и неоднозначную реакцию. В стране только что отгремела первая революция, и общество критически восприняло религиозно-консервативную по своему характеру работу Нестерова. Лев Толстой назвал ее «панихидой русскому православию», а фигуру Христа сравнил с итальянским тенором. В 1921 году картина попала в Русский музей, где заняла место в экспозиции, но уже к концу десятилетия, в соответствии с идеологическими установками, ее убрали в запасники. Нестеров протестовал, писал письма в правительство, но «Святая Русь» оставалась в хранилище до 1970-х годов.

Сейчас специалистам предстоит удалить старые реставрационные тонировки, записи, мастиковки, поскольку почти все они были сделаны без учета авторской фактуры и сильно выделяются на живописной поверхности. Но самая главная задача — максимально укрепить красочные слои по всей площади полотна и усилить их сцепление с грунтом. По планам реставрация должна завершиться уже этой осенью. Работы ведутся при финансовой поддержке ПАО «Газпром». 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+