18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Античную скульптуру освободят из княжеской темницы

№80
Материал из газеты

Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году

Долгое и ожесточенное противостояние между итальянским правительством и знатным римским аристократом, великим князем Алессандро Торлония, скончавшимся два года назад в возрасте 92 лет, подошло к концу. В честь примирения наследников и государства 96 статуй из семейной коллекции Торлония будут представлены публике. А всего в коллекции 620 древнеримских, древнегреческих и этрусских скульптур и саркофагов. Почти полвека они пылились в темном подвале. Выставка в Капитолийских музеях откроется 3 апреля и продлится до 15 января следующего года.

Война семейства Торлония с властями началась в 1970-х годах, когда князь закрыл частный музей в своем дворце на Виа-делла-Лунгара, в который и так было крайне трудно попасть. Вскоре, выдав себя за мусорщика, искусствовед Рануччо Бандинелли разговорился со швейцаром палаццо, и тот поведал, что князь без разрешения властей совершил во дворце перепланировку, превратив его в 93 гостиничных мини-апартамента, а коллекцию скульптуры спрятал в подвале. Разразился скандал. В 2003 году правительство Италии попыталось сначала купить, а затем конфисковать собрание.

Скульптуры, принадлежащие семье, но фактически не подлежащие продаже, поскольку были задекларированы государством в 1910 году, решили передать в фонд, который возглавил внук князя, Алессандро Пома Муриальдо. В течение следующих десяти лет государство и фонд найдут подходящее здание для музея семейства Торлония. Министр культуры Дарио Франческини обратился к крупным зарубежным музеям с просьбой приютить выставку после закрытия. Чтобы подчеркнуть важность этого показа последней из величайших частных коллекций античных древностей, во вводном зале соберут самые ранние древнеримские экспонаты — бронзовые скульптуры, переданные Италии в 1471 году папой Сикстом IV. Среди них — знаменитые «Капитолийская волчица» и «Мальчик, вытаскивающий занозу».

Куратор готовящейся экспозиции — Сальваторе Сеттис, известный искусствовед и бывший руководитель Центра Гетти. Именно он организовал новаторскую выставку копий античных скульптур, которой открылся Фонд Prada в 2015 году. Сеттис объясняет, что в Капитолийских музеях будет показана не просто коллекция семейства Торлония — она поглотила более ранние частные собрания, существовавшие начиная с XV века. 

Заинтересовать публику, как правило не очень хорошо разбирающуюся в античной культуре, поможет архитектор Дэвид Чипперфилд, придумавший для выставки пять сюжетов-разделов. Первый повествует о Музее Торлония, который был открыт для дворян с 1874 года до конца 1940-х. Здесь будет представлено около 20 прекрасно сохранившихся мужских и женских бюстов. Второй раздел посвящен экспонатам, обнаруженным во время раскопок в огромных владениях семьи Торлония. В третий раздел войдут скульп­туры из двух коллекций XVIII века — Альбани и Кавачеппи. Первые были аристократами, вторые — искусными реставраторами, умевшими соединять фрагменты разрушенных временем скульптур так, что они выглядели как новые. Чтобы показать, сколько это требовало труда, Сеттис включил в экспозицию статую, отреставрированную в мастерской Джованни Лоренцо Бернини, где видно, что конечности и торс высечены из разных видов мрамора. Сейчас консервация считается неотъемлемой частью истории любого произведения, но до недавнего времени музеи отказывались от восстановления, заполняя ящики своих хранилищ конечностями, пенисами и носами барочных и неоклассических статуй. Четвертый раздел будущей выставки посвящен прекрасному мрамору из собрания Винченцо Джустиниани, одного из величайших коллекционеров и знатоков начала XVII века, а пятый — коллекциям XV–XVI веков и возрождению интереса к античности.

«Мы пытались размещать скульптуры таким образом, чтобы даже у тех, кто не получил классического образования, возникали вопросы», — говорит Сеттис. Например, группа сатиров, приглашающая на танец молоденькую девушку, в свете новой волны феминизма и движения #MeToo явно вызовет горячий отклик у аудитории. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+