18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самые ожидаемые выставки 2020 года в музеях мира

От Артемизии до Абрамович, от старых мастеров до ольмеков, от Рихтера до Древнего Рима — в Европе, Америке и Азии

Ян ван Эйк.«Мадонна с младенцем у фонтана». 1440. Фото: Frick Collection/Michael Bodycom
Ян ван Эйк.«Мадонна с младенцем у фонтана». 1440.
Фото: Frick Collection/Michael Bodycom

Ван Эйк. Оптическая революция
Музей изящных искусств, Гент

Около половины из приблизительно 20 известных сейчас работ кисти Яна ван Эйка (около 1390 — 1411) соберут в Генте на самой большой выставке фламандского художника. В экспозицию войдет несколько недавно отреставрированных произведений, в том числе внешние створки Гентского алтаря (1432) и «Портрет Бодуэна де Ланнуа» (около 1438–1440), который приедет прямиком из реставрационного отдела Берлинской картинной галереи. Немецкие реставраторы снимут старый лак и удалят скопившуюся на поверхности картины грязь, восстановят краски с использованием современных техник и нанесут новый слой лака. Сравнительно недавно в ходе расчистки «Портрета мужчины в голубом шапероне» (около 1428–1430) установили, что это тоже подлинник ван Эйка. Посетители выставки также получат уникальную возможность увидеть вместе две версии «Мадонны у фонтана» — 1439 года из Королевского музея изящных искусств в Антверпене и 1440 года из Коллекции Фрика в Нью-Йорке. Выставку дополнит множество мероприятий в рамках проекта «Фламандские мастера» — серии трех годовых программ, посвященных разным художникам.

1 февраля — 30 апреля 2020


Христо. «Обернутая Триумфальная арка. Проект для Парижа, площадь Шарля де Голля — Этуаль». 2019. Коллаж. Фото: André Grossmann / 2019 Christo
Христо. «Обернутая Триумфальная арка. Проект для Парижа, площадь Шарля де Голля — Этуаль». 2019. Коллаж.
Фото: André Grossmann / 2019 Christo

Христо и Жанна-Клод
Центр Помпиду, Париж

Идея упаковать Триумфальную арку возникла у знаменитого арт-дуэта Христо и Жанны-Клод в то время, когда они снимали маленькую квартиру неподалеку. Их мечта сбудется осенью 2020-го, когда знаменитый памятник обернут серебристо-голубой материей и перевяжут красной веревкой длиной 7 тыс. м (19 сентября — 4 октября). Но еще раньше в Центре Помпиду пройдет первая во Франции программная выставка дуэта. В нее войдут такие ранее не экспонировавшиеся работы, как серия «Кратеры» (1959–1961), созданная под влиянием Жана Дюбюффе, а также проект с парижским Новым мостом, одной из самых известных достопримечательностей, упакованных художниками.

После смерти Жанны-Клод в 2009 году Христо продолжает работать в одиночку, но она все равно остается его постоянной спутницей. В недавнем интервью The Art Newspaper он сказал: «Она была очень убедительной, очень критичной, и мне этого так не хватает. Она всегда задавала вопросы, и я все время скучаю по ней. Теперь в трудной ситуации я задаю себе вопрос: а что бы подумала Жанна-Клод?»

15 марта — 15 июня 2020


Экспонат выставки «Мрамор Торлония. Собрание шедевров». Фото: Fondazione Torlonia
Экспонат выставки «Мрамор Торлония. Собрание шедевров».
Фото: Fondazione Torlonia

Мрамор Торлония. Собрание шедевров
Капитолийские музеи, Рим

Одна из самых крупных в мире частных коллекций античной скульптуры, не выставлявшаяся полвека, наконец будет доступна для публики в Капитолийских музеях. Значимость выставки подчеркивается и тем фактом, что ряд экспонатов разместят в зале с бронзовыми скульптурами, в том числе Капитолийской волчицей, переданными в XV веке в дар народу папой Сикстом IV. Выставку курирует Сальваторе Сеттис, известный специалист по античному искусству и бывший руководитель Центра Гетти, организовавший новаторскую экспозицию копий классической скульптуры для открытия Фонда Prada в 2015 году. Он объясняет, что нынешняя выставка представляет собрание, в которое вошли более ранние коллекции, в том числе восходящие к XV веку. Сеттис уверен, что привлечь посетителей без классического образования поможет дизайн экспозиции, разработанный архитектором Дэвидом Чипперфилдом, а также тот факт, что она рассказывает целых пять историй. В их числе рассказ о Музее Торлония, открытый для знатной публики с 1874 по 1940-е годы, а также раздел, посвященный археологическим находкам, сделанным представителями рода во время раскопок на территории их огромных поместий. «Кроме того, мы постарались расположить экспонаты таким образом, чтобы даже у человека, не специализирующегося на античности, возникли вопросы», — добавляет Сеттис.

3 апреля 2020 — 15 января 2021


Артемизия Джентилески. «Юдифь и Олоферн». 1620. Фото: The National Gallery, Londo
Артемизия Джентилески. «Юдифь и Олоферн». 1620.
Фото: The National Gallery, Londo

Артемизия
Национальная галерея, Лондон

Куратор выставки «Артемизия» Летиция Тревес говорит, что она предложит зрителям «всесторонний» взгляд на Артемизию Джентилески как на талантливую художницу, рассказчицу, предпринимательницу, «решительную, умную и глубоко увлеченную своим делом женщину». Хронологически экспозиция, в которую войдет более 30 произведений, охватывает всю 40-летнюю карьеру итальянской художницы и, по словам Тревес, «подчеркивает ее умение приспосабливаться к разным рынкам и вкусам в тех городах, где она работала». Получив образование в римской мастерской отца, Орацио Джентилески, Артемизия заявила о себе как о художнице во Флоренции, в 1620-х годах вернулась в Рим, а последние 25 лет жизни провела в Неаполе. Недавно приобретенный Национальной галереей ранее неизвестный «Автопортрет в образе святой Екатерины» (1615–1617) впервые будет представлен рядом с такими шедеврами из коллекций других музеев, как первая подписанная работа Артемизии «Сусанна и старцы» (1610) и завораживающе кровавая «Юдифь и Олоферн» (1611–1612). Один из залов будет полностью посвящен изображениям этой героини и, по заверению куратора, продемонстрирует, как Артемизия «впервые показала традиционный сюжет с женской точки зрения».

4 апреля — 26 июля 2020


Ольмекская фигурка ребенка с початком кукурузы в руках. Фото: Archivo Digital de las Colecciones del Museo Nacional de Antropología; INAH-CANON
Ольмекская фигурка ребенка с початком кукурузы в руках.
Фото: Archivo Digital de las Colecciones del Museo Nacional de Antropología; INAH-CANON

Ольмеки и культуры Мексиканского залива
Музей на набережной Бранли, Париж

Совместно с мексиканским Национальным институтом антропологии и истории Музей на набережной Бранли представит первую в Европе большую выставку, посвященную цивилизации ольмеков. Если в обеих Америках ольмеки, населявшие южную часть территории современной Мексики с 1400 по 400 год до н. э., известны очень широко, то европейская публика знает эту доколумбову цивилизацию гораздо хуже, чем пришедших позже ацтеков и майя. Чтобы познакомить с ней посетителей, музей привезет более 200 экспонатов, демонстрирующих ее экономические, общественные, политические и художественные достижения и рассказывающих, как она стала первой великой цивилизацией Мезоамерики. Выставка исследует такие темы, как символизм, письменность, ритуалы и идеология, благодаря которым ольмекам удалось развиться в сложное общество, что, в свою очередь, проложило путь для развития пришедших вслед за ним мезоамериканских цивилизаций. «Скачки, приводящие к развитию сложно устроенного общества, случались крайне редко, — рассказывает Стив Бурже, главный куратор музея, отвечающий за коллекцию обеих Америк. — Они происходили только приблизительно в шести точках мира, и процесс, имевший место в Мезоамерике, по-прежнему изучен очень мало». Хотя эта цивилизация известна в первую очередь исполинскими каменными головами, ольмекские ремесленники также работали с глиной, деревом и нефритом. Ученые полагают, что 40-сантиметровая фигурка ребенка с початком кукурузы в руках, которую можно будет увидеть в Париже, могла быть либо подношением, либо изображением бога маиса, основополагающего элемента рациона ольмеков.

19 мая — 15 ноября 2020


Винсент ван Гог. «Подсолнухи». 1888. Фото: The National Gallery
Винсент ван Гог. «Подсолнухи». 1888.
Фото: The National Gallery

Шедевры из лондонской Национальной галереи
Национальный музей искусств, Осака

Впервые в истории в Японию приедут «Подсолнухи» (1888) Винсента ван Гога — вместе с еще 60 картинами из коллекции лондонской Национальной галереи. Это самое большое число произведений искусства, когда-либо отправлявшееся на выставку в другой музей. Японские зрители, а также гости летних Олимпийских игр увидят шедевры разных эпох — от итальянского Возрождения до ХХ века, в том числе работы Паоло Уччелло, Диего Веласкеса, Антониса ван Дейка, Клода Моне, Уильяма Тернера и Пьера-Огюста Ренуара. Наряду с «Подсолнухами» ван Гога в экспозицию войдут такие выдающиеся произведения, как «Автопортрет в возрасте 34 лет» (1640) Рембрандта и «Девушка за верджинелом» (около 1670–1672) Яна Вермеера. Блокбастер откроется весной в Национальном музее западного искусства в Токио (3 марта — 14 июня), в июле переедет в Осаку, а потом отправится в Национальную галерею Австралии в Канберре (13 ноября — 14 марта).

7 июля — 18 октября 2020


Герхард Рихтер. Из серии «Клетка». 2006. Фото: Gerhard Richter
Герхард Рихтер. Из серии «Клетка». 2006.
Фото: Gerhard Richter

Герхард Рихтер. И все-таки живопись
Музей современного искусства, Лос-Анджелес

В 2020 году Герхард Рихтер вернется в музеи США с первой за два десятилетия большой ретроспективой. В августе в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе немецкий художник представит обзор более шести десятилетий своего творческого пути. Он последует за нью-йоркской версией выставки, которая пройдет весной и станет одной из последних в Метрополитен-Бройер (4 марта — 5 июля). «Это один из величайших художников нашего времени, — считает Шина Вагстафф, сокуратор выставки в Метрополитен-Бройер. — Разработанные им модусы обращения с абстракцией и фигуративностью сейчас широко используют младшие поколения художников». Помимо таких ключевых серий Рихтера, как «Клетка» (2006) и «Биркенау» (2014), в выставку войдут его ранние литографии и другие работы, прежде не экспонировавшиеся в музеях. В их числе «Группа людей» — черно-белая картина 1965 года из раннего периода Рихтера, когда он создавал живописные работы, основанные на фотографиях. Она изображает мужчину, читающего газету посреди толпы демонстрантов. По словам куратора, подобные произведения говорят не только об исследовании истории искусства, но и о вовлеченности художника в сложный политический контекст.

14 августа 2020 — 19 января 2021


Марина Абрамович. «Портрет со свечой из серии Places of Power». 2013. Фото: Marina Abramovicć Archives
Марина Абрамович. «Портрет со свечой из серии Places of Power». 2013.
Фото: Marina Abramovicć Archives

Марина Абрамович. После жизни
Королевская академия художеств, Лондон

Никогда не знаешь, чего ожидать от выставки Марины Абрамович. В 1974 году во время перформанса «Ритм 0» один из зрителей приставил к ее голове пистолет. В 2010 году на выставке в нью-йоркском Музее современного искусства она часами смотрела посетителям в глаза. Что ждет нас на ретроспективе в Королевской академии художеств? Представительница музея рассказала, что художница будет находиться в Лондоне в течение всего периода работы выставки и что «точный характер ее присутствия пока что не определен». В числе работ, которые, несомненно, войдут в экспозицию, будет произведение Imponderabilia, впервые исполненное в Болонье в 1977 году. Абрамович и ее тогдашний партнер Улай стояли обнаженными по сторонам узкого входа в галерею, так что зрителям приходилось протискиваться внутрь. Для выставки в Королевской академии Абрамович раздеваться не будет: в дверях встанут специально нанятые исполнители. Кроме того, в экспозицию войдут новые работы — в них художница размышляет об изменениях, происходящих в ее теле, и о переходе от жизни к смерти.

26 сентября — 8 декабря 2020


Рафаэль. «Мадонна с гвоздиками». Ок.1506-07. Фото: The National Gallery
Рафаэль. «Мадонна с гвоздиками». Ок.1506-07.
Фото: The National Gallery

Рафаэль
Национальная галерея, Лондон

Выставка Рафаэля в лондонской Национальной галерее обещает стать одной из самых крупных в истории, на нее планируют привезти ключевые работы из Лувра, Музеев Ватикана и Галереи Уффици. В числе обещанных — «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (1508) из Музея изобразительных искусств в Будапеште, также известная как «Мадонна Эстерхази», и «Мадонна Террануова» (1504–1505) из собрания Государственных музеев Берлина. Обе картины будут экспонироваться вместе с такими шедеврами из собственной коллекции Национальной галереи, как «Мадонна с гвоздиками» (1506–1507). Всего музей надеется собрать около 30 картин Рафаэля, приблизительно 20 из которых предоставят другие институции. Кроме того, на выставке будут представлены важные рисунки художника, в том числе набросок «Голова апостола» для «Преображения Господня» (1518–1520), попавший в Англию в XVI веке и вошедший в коллекцию замка Чатсуорт. В 2012 году он был продан на торгах Sotheby’s за рекордные £29,7 млн. На выставку он приедет из частной нью-йоркской коллекции. Экспозиция охватит творчество Рафаэля во всем его многообразии: помимо живописи и рисунков, на ней будут представлены его опыты в сфере археологии, архитектуры и поэзии, а также печатной графики, скульптуры, изготовления шпалер и декоративно-прикладного искусства. В 2020 году пройдет сразу несколько выставок, приуроченных к 500-летию со дня смерти Рафаэля, в их числе будет еще одна большая — в Папских конюшнях в Риме (3 марта — 2 июня).

3 октября 2020 — 24 января 2021


Ганс Гольбейн Младший. «Портрет Генриха VIII». Ок. 1537. Фото: Museo Nacional Thyssen-Bornemisza
Ганс Гольбейн Младший. «Портрет Генриха VIII». Ок. 1537.
Фото: Museo Nacional Thyssen-Bornemisza

Искусство при дворе Тюдоров
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

По сравнению с королевскими фамилиями по другую сторону Ла-Манша Тюдоры в конце XV века были новичками у власти. Они активно стремились доказать свое равенство с более старинными европейскими династиями вроде Валуа, род которых восходит к X веку, Габсбургов и Эсте (XI век), Колонна (XII век). В то же время легитимность притязаний Тюдоров на английский престол сама по себе была не очень прочной, а неспособность родить множество наследников не добавляла устойчивости их позиции. Чтобы не отставать от других монархов и подчеркнуть собственный статус, каждый из Тюдоров (за исключением, пожалуй, краткого периода правления Марии I) собирал и экспонировал произведения искусства в масштабах, не уступающих прочим королевским домам. Экспозиция представит все разнообразие их вкусов со времени захвата трона Генрихом VII в 1485 году и вплоть до смерти Елизаветы I в 1603 году. Работы европейских ружейников, золотых дел мастеров, печатников, миниатюристов, скульпторов, художников и ткачей из собственной коллекции Метрополитен-музея и из зарубежных институций соберут вместе, чтобы показать, как формировался специфический тюдоровский вкус. Одним из центральных экспонатов станет «Портрет Генриха VIII» (около 1537) из мадридского Музея Тиссен-Борнемиса.

6 октября 2020 — 10 января 2021


Бюст Нерона из меди. I век н.э. Фото: British Museum
Бюст Нерона из меди. I век н.э.
Фото: British Museum

Нерон. Жизнь и наследие
Британский музей, Лондон

Нерон (37–68 гг. н.э.) — архетипический злодей, римлянин, которого любят и ненавидят все студенты, изучающие античную историю. Все без исключения его достижения за 14-летний период правления Римской империей — он был последним императором из династии Юлиев-Клавдиев — затмеваются историями об убийствах, невоздержанности, разврате и жестокости. Благодаря древним авторам — Светонию, Плинию Старшему и Тациту — нам известно о склонности Нерона к отцеубийству, матереубийству и братоубийству (то есть практически ко всем основным видам родственных убийств), его сексуальном интересе к обоим полам (и чем недоступнее объект этого интереса, тем лучше) и безумной экстравагантности. Самой яркой иллюстрацией любви Нерона к изысканным вещам служит его Золотой дом с отделкой из золота, драгоценных камней и слоновой кости, статуей самого императора высотой 36 м и вращавшимся днем и ночью банкетным залом. Согласно некоторым авторам, во время большого римского пожара 64 года н.э., уничтожившего две трети города, Нерон играл на лире, любуясь «красотой пламени». Британский музей попытается отделить правду от вымысла на выставке, анализирующей противоречия в источниках и ищущей ответ на вопрос о том, кем на самом деле был Нерон. «Был ли он неопытным правителем, пытавшимся примириться с изменениями в условиях политического разнообразия, или беспощадным маньяком-матереубийцей?» — задаются вопросом организаторы. Посмотрим.

12 ноября 2020 — 28 марта 2021

Самое читаемое:
1
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
2
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
3
Пушкинский музей проведет книжную ярмарку
Прямо под колоннами на фасаде ГМИИ им. А.С.Пушкина в течение трех дней будут продаваться редкие выставочные каталоги, издания по истории искусства и фотографии, мемуаристика, детские книги
29.09.2023
Пушкинский музей проведет книжную ярмарку
4
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
5
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
6
Осенний сенокос искусства: что продают и покупают на Cosmoscow
В Экспоцентре открылась 11-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Произведения на стендах любопытно рассматривать, приятно покупать, но не очень интересно обсуждать. Зато уйти с уловом смогут коллекционеры разного достатка
29.09.2023
Осенний сенокос искусства: что продают и покупают на Cosmoscow
7
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+