18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде

Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе

Обвинения в клевете выдвинули против английского эксперта, галериста Джеймса Баттервика в конце 2014 года организаторы выставки Avanguardie russe dal cubofuturismo al suprematismo («Русский авангард от кубофутуризма до супрематизма»), проходившей в Мантуе с 30 ноября 2013 года по 23 февраля 2014 года.

Тогда организаторы выставки — глава департамента культуры провинции Мантуя Джанфранко Ферлиси и художник, директор Академии художеств Вероны Ренцо Марджонари — представили на суд публики более 60 произведений живописи, графики, фарфора и книг с авторством Александра Веснина, Наталии Гончаровой, Александра Куприна, Аристарха Лентулова, Лазаря Лисицкого, Ивана Пуни, Александра Родченко, Николая Суетина и других мастеров. Сразу после открытия выставки целый ряд специалистов по русскому авангарду выступил с мнением, что большая часть экспонатов на ней — подделки.

Позже в интервью газете The Art Newspaper Баттервик подтвердил свое мнение, назвав выставку «абсолютным позором». Он с презрением отозвался о попытках устроителей выставить более чем сомнительные работы и представить в качестве подтверждения их подлинности только результаты химического анализа, не добавляя к этому никаких исследований провенанса. Адвокат кураторов выставки Джузеппе Мельци из миланской фирмы Lex Art уверял, что все произведения были куплены группой итальянских коллекционеров в 1980-х годах в миланском аукционном доме Brerarte (ныне не существующем), однако документальных доказательств этого не предъявил.

В конце 2014 года устроители выставки подали в суд иск о клевете, обвиняя Джеймса Баттервика в оскорблении и нанесении урона их деловой репутации. Процесс длился почти пять лет, но суд полностью оправдал эксперта.

Такое решение приняла судья миланского суда Стефания Пепе. Она, как следует из документов, полученных галеристом, заявила, что «Баттервик высказал мнение, основанное на его доказанной и признанной компетентности и опыте, которое, хотя и было резко заявлено, никогда не было оскорбительным или необоснованным». Истцы, проигравшие процесс, не имеют права обжаловать решение в суде апелляционной инстанции.

В телефонном разговоре с The Art Newspaper Russia Джеймс Баттервик подтвердил, что получил решение суда на руки и очень доволен его результатом. «Как говорят у вас в России, на свободу с чистой совестью! — сказал он. — Хотя моя совесть была чистой в этом вопросе и до решения суда. Я с самого начала говорил, что на той выставке представлены подделки, и никогда не отступал от своей позиции».

Как полагает Константин Акинша, искусствовед, куратор, специалист по подделкам, это решение суда может иметь далеко идущие последствия. «Джеймс Баттервик одержал очень серьезную победу, — считает он. — Итальянский судья объявила, что эксперт может выражать свое мнение и оно не является ни оскорблением, ни подрывом репутации, оно не наносит ущерба, несмотря на то что другие могут думать иначе».

На вопрос, не станет ли это решение обоюдоострым оружием и не позволит ли нечестным искусствоведам отстаивать свое предвзятое мнение, Константин Акинша ответил, что любую недобросовестную экспертизу всегда можно опровергнуть с помощью профессиональных исследований. Главное, уверен он, что решение миланского судьи станет прецедентом для всех подобных коллизий и не позволит непорядочным дилерам и галеристам затыкать рот экспертам.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+