The Art Newspaper Russia
Поиск

Выставка «Русский авангард: от кубофутуризма до супрематизма» встревожила экспертов

Кубофутуризм (1914–1915) Ольги Розановой — вероятнее всего, подделка
Кубофутуризм (1914–1915) Ольги Розановой — вероятнее всего, подделка

По мнению большинства аналитиков, на выставке представлено множество поддельных произведений.

Выставка Русский авангард: от кубофутуризма до супрематизма в итальянской Мантуе встревожила часть экспертов по русскому авангарду. Некоторые из них рассказали нашей газете, что, по их мнению, на ней представлено множество поддельных произведений, и все организаторы выставки, которая открылась в ноябре 2013 года и продлилась до 23 февраля в Доме Мантенья в Мантуе, возражают, опираясь на то, что готовить ее помогали известные итальянские эксперты и выставленные работы прошли проверку в лаборатории миланского Политехнического университета. Видные российские эксперты говорят, что они не посетили выставку, но просмотрели ее каталог. Содержание экспозиции «не вызывает никакого доверия», рассказал нашей газете Андрей Сарабьянов, главный редактор недавно опубликованной первой Энциклопедии русского авангарда. Елена Баснер, российский историк искусства, предупреждала об опасности подделок на выставке.

Нашей газете также удалось посмотреть 150-страничный каталог выставки, полный репродукций работ и биографий художников, начиная от Аристарха Лентулова до Наталии Гончаровой и Ивана Клюна.

Татьяна Горячева, старший научный сотрудник отдела графики XX века Государственной Третьяковской галереи, так прокомментировала присходящее: «Я видела только каталог, а не саму выставку, но мне совершенно очевидно, что все работы на выставке поддельные».

Джанфранко Ферлиси из Дома Мантенья, один из кураторов выставки, написал в своем предисловии к ее каталогу: «Когда вы обнаруживаете неизвестную группу произведений искусства, собранных благодаря чувствительности небольшой, но утонченной группы коллекционеров, кажется, что совершается чудо. И это еще большее чудо, так как мы думаем, что это довольно большое ядро произведений русского авангарда».

Джеймс Баттервик, лондонский арт-дилер, который активно работает с русским авангардом, однозначно ответил по поводу каталога выставки. «Каждая картина — подделка», — сообщил он в ответ на вопросы The Art Newspaper. Он назвал несколько конкретных работ и связал это с ранними, искаженными представлениями о них.

«Клюн на стр. 39 — тот же фальшивый Клюн, которого одна из членов InCoRM (International Chamber of Russian Modernism, организация, основанная в 2007 году. — TANR) пытается выдать за подлинного с момента его опубликования в 2003 году на стр. 287 в ее книге Морфология русского необъективизма. Это не Клюн, и никогда им не был», — утверждает он. У Баттервика и Государственной Третьяковской галереи были разногласия с InCoRM, особенно по поводу работ Наталии Гончаровой.

Ферлиси защитил мантуанскую выставку в электронном письме The Art Newspaper. «На наш взгляд, «русский авангард» прежде всего являет собой культурный контекст, и было представлено много до сих пор неизвестных работ крупнейших русских мастеров, — написал он. — Они доходят до нас как драгоценные реликвии, спасенные от кораблекрушения, после того плавания по штормовым волнам». Он указал также на авторитет двух других кураторов выставки, Артуро Шварца, известного специалиста по творчеству Марселя Дюшана и дадаизму, и Ренцо Марджонари, директора Академии художеств Вероны. Шварц послал короткий ответ The Art Newspaper на запрос о его роли в выставке. «Я не имею ничего общего с этой выставкой, — сказал он. — Я писал только общий очерк о русском авангарде». Джузеппе Мельци, адвокат из миланской юридической фирмы Lexart, специализирующейся на искусстве, который представляет интересы организаторов выставки, говорит в письме, отправленном в The Art Newspaper, что «работы прошли научнотехнические исследования в лабораториях Политехнического института Милана, в высшем учебном заведении, и считаются абсолютно подлинными». В последующем письме он прислал выдержки из лабораторного отчета, в котором говорится, что «пигменты совместимы с датировкой произведений» как работ 1910–1920-х годов и сопоставимы с теми, которые используются у Малевича. «Проблема подделок произведений русского авангарда, — говорит Горячева, — выходит из-под контроля». «Главная беда европейских и американских галеристов и коллекционеров — в том, что они обращаются за консультацией не к признанным специалистам, а к местным знаменитостям, — отмечает она. — Относительно русского авангарда на западном антикварном рынке сложилась нездоровая ситуация — замкнутый круг: непрофессионалы-эксперты (при этом они могут быть искусствоведами, кураторами музеев) подтверждают фальшивки, эти фальшивки демонстрируют на выставках, включают в каталоги и выставляют на аукционах. Тем самым они легитимируются и превращаются в эталоны, с которыми потом сравнивают следующие фальшивки другие непрофессионалы. Число фальшивок множится в геометрической прогрессии». - С. К.

Просмотры: 7264
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
3
«Архнадзор»: снос исторических домов в Боровске приостановлен
На месте находится делегация Координационного совета градозащитных организаций России.
18 октября 2018
4
Мельниковский гараж Госплана отреставрируют
Мосгорнаследие обещает привести в порядок здание-фару на Авиамоторной, собственник которого получил миллионные штрафы за незаконные работы.
17 октября 2018
5
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
6
Как пройти к искусству через библиотеку?
Новая нью-йоркская схема предлагает бесплатный вход в популярные музеи города для держателей читательских билетов.
17 октября 2018
7
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
8
Петербургский роман авангарда с советской властью
Шестьдесят произведений из фондов Музея истории Петербурга и частных коллекций собраны, чтобы рассказать о коротком романе советской власти и русского авангарда.
18 октября 2018
9
Российский антикварный салон пройдет в ЦДХ в последний раз
С осени 2019 года старейшая антикварная ярмарка будет проходить в Гостином Дворе.
16 октября 2018
10
Дизайн в проблемах и проблемы в дизайне
Андрей Логвин — известный дизайнер-график, креативный директор дизайн-бюро «Борщ» и преподаватель Школы дизайна Высшей школы экономики. Мы попросили его оценить окружающую нас жизнь со своей, профессиональной, точки зрения.
16 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru