Намалевич

Tate Photography
Tate Photography

В лондонской галерее Тейт Модерн открылась самая масштабная за последние 30 лет ретроспектива Казимира Малевича, спровоцировавшая новые споры о поддельных работах русского авангарда, все чаще появляющихся на арт-рынке. Галеристы требуют пересмотреть существующие способы атрибуции работ этого периода искусства.

Великобритании открылась самая крупная за последние 30 лет ретроспектива Казимира Малевича (Малевич. Революционер русского искусства, 16 июля — 26 октября, Тейт Модерн, Лондон), вызвавшая споры о циркулирующих на рынке искусства произведениях, приписываемых художнику. Галеристы и кураторы на фоне раздающихся все чаще утверждений, что арт-рынок захлебнулся подделками, требуют кардинально пересмотреть существующие способы изучения и атрибуции работ русского авангарда. Тейт изо всех сил старается оправдаться: «Как обычно при организации наших выставок, мы провели тщательнейшую экспертизу всех работ, участвующих в предстоящей ретроспективе. Это картины с отличным провенансом и всем необходимым перечнем документов, они публиковались и выставлялись».

Последний скандал с подделками разгорелся из-за искусствоведа Патрисии Рейлинг, изучающей творчество Малевича с 1970 года. Работы, приведенные в ее книге Живопись Малевича: всевидящее око, опубликованной в прошлом году, происходят как из респектабельных учреждений вроде Городского музея Амстердама и Музея современного искусства в Нью-Йорке, так и из неизвестных частных коллекций. Рейлинг, которая, кстати, является президентом Международного комитета российского модернизма (InСoRM), ассоциации российских и европейских искусствоведов, пишет в своей книге: «Всех сомневающихся в подлинности заверяю: работы из частных коллекций, приведенные впервые в этом исследовании, прошли ряд тщательных проверок, подтвердивших, что им не менее 60 лет, безо всяких состариваний... Все картины, опубликованные в настоящем исследовании, принадлежат кисти Казимира Малевича».

Лондонский арт-дилер Джеймс Баттервик, занимающийся русским авангардом, с ней не согласен. Он считает, что в книге есть ряд спорных работ: «В иллюстрациях к Живописи Малевича восемь масляных картин — про работы на бумаге говорить не берусь, информации о них крайне мало, — маловероятно принадлежат кисти Малевича; две — точно подделки». По словам Баттервика, помимо издания книг, члены InСoRM (включая Рейлинг) занимались аутентификацией работ Малевича, большинство из которых, по его мнению, фальшивки. «Дело в том, что выданные ими сертификаты не признаются на мировом арт-рынке», — говорит он.

Рейлинг, однако, не понимает, как можно, видя только фотографии, заявлять, что работы фальшивые. Она подтвердила, что некоторые члены InСoRM действительно проводят экспертизу работ, но отрицает, что они делают это из коммерческих соображений. «Я независимый искусствовед, специализирующийся на творчестве Малевича и Поповой», — заявила она, добавив, что работает с владельцами, которые хотят узнать больше о работах из своих собраний, а не с покупателями: «Искусство не является товаром, хотя рынок и воспринимает его как таковой».

Водоворот русской революции, гонения на художников в сталинской России, по мнению Рейлинг, — вот причина того, что многие работы художников-авангардистов исчезли, но они могут найтись. Это, конечно, понравится далеко не всем игрокам арт-рынка.

Чуть раньше разразился другой громкий скандал: среди экспонатов недавно прошедшей выставки Русский авангард. От кубофутуризма до супрематизма в итальянском городе Мантуя, по мнению ряда авторитетных экспертов, также участвовали подделки (TANR, № 02 (21), март 2014 года, стр. 7). По мнению Марины Молчановой, владелицы картинной галереи «Элизиум» и вице-президента Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров России и СНГ (МКААД), проблема кроется в отсутствии каталогов-резоне большинства художников и появлении сомнительных перечней работ других. По ее словам, ситуация на Западе обстоит даже хуже, чем в России, поэтому она призывает к тому, чтобы «был создан международный экспертный совет, занимающийся атрибуцией произведений художников, работавших в России и за рубежом», в который должны войти искусствоведы из России и ведущих музеев мира.

Рейлинг говорит, что InСoRM разрабатывает новое положение касательно процедур аутентификации произведений искусства, в котором задачи будут разделены между научными сотрудниками, реставраторами и искусствоведами; главное, по ее словам, что работники лабораторий, непосредственно занимающиеся технологической экспертизой, не будут обладать исключительным правом выносить окончательное решение.

Баттервик тем временем признался: он так расстроен новой волной подделок, что был готов отказаться от любых комментариев. «Масштаб махинаций на рынке русского авангарда просто зашкаливает, оборот подделок достигает $500 млн, так что это просто еще одна капля в море», — вздыхает он, добавляя, что возлагает свои надежды на новую группу экспертов, «Проект по изучению российского авангарда». Об учреждении организации, целью которой является «поддержка как технологических, так и архивных и историко-художественных исследований русского авангарда», было неофициально объявлено на апрельской встрече в Тринити-колледже в Оксфордском университете. Президент «Альфа-банка» миллиардер Петр Авен, известный своей страстью к русскому авангардному искусству, является одним из спонсоров проекта. Главой назначен искусствовед Константин Акинша, специалист по русскому искусству XX века; он отметил, что коллекционеры, в том числе из России, в общем-то научились избегать подделок, «хотя их [подделок] в России и на Западе еще пока не счесть. Их по-прежнему пытаются, причем довольно нагло, продать или выставить».

А страдают в итоге сами художники, точнее, их наследие. «Бедный Казимир Северинович Малевич, — вздыхает Наталья Александрова, заведущая отделом живописи второй половины XX века Третьяковской галереи. — Он за всю свою жизнь не смог бы столько написать, даже если бы не выпускал кисть из рук».

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+