Намалевич

Tate Photography
Tate Photography

В лондонской галерее Тейт Модерн открылась самая масштабная за последние 30 лет ретроспектива Казимира Малевича, спровоцировавшая новые споры о поддельных работах русского авангарда, все чаще появляющихся на арт-рынке. Галеристы требуют пересмотреть существующие способы атрибуции работ этого периода искусства.

Великобритании открылась самая крупная за последние 30 лет ретроспектива Казимира Малевича (Малевич. Революционер русского искусства, 16 июля — 26 октября, Тейт Модерн, Лондон), вызвавшая споры о циркулирующих на рынке искусства произведениях, приписываемых художнику. Галеристы и кураторы на фоне раздающихся все чаще утверждений, что арт-рынок захлебнулся подделками, требуют кардинально пересмотреть существующие способы изучения и атрибуции работ русского авангарда. Тейт изо всех сил старается оправдаться: «Как обычно при организации наших выставок, мы провели тщательнейшую экспертизу всех работ, участвующих в предстоящей ретроспективе. Это картины с отличным провенансом и всем необходимым перечнем документов, они публиковались и выставлялись».

Последний скандал с подделками разгорелся из-за искусствоведа Патрисии Рейлинг, изучающей творчество Малевича с 1970 года. Работы, приведенные в ее книге Живопись Малевича: всевидящее око, опубликованной в прошлом году, происходят как из респектабельных учреждений вроде Городского музея Амстердама и Музея современного искусства в Нью-Йорке, так и из неизвестных частных коллекций. Рейлинг, которая, кстати, является президентом Международного комитета российского модернизма (InСoRM), ассоциации российских и европейских искусствоведов, пишет в своей книге: «Всех сомневающихся в подлинности заверяю: работы из частных коллекций, приведенные впервые в этом исследовании, прошли ряд тщательных проверок, подтвердивших, что им не менее 60 лет, безо всяких состариваний... Все картины, опубликованные в настоящем исследовании, принадлежат кисти Казимира Малевича».

Лондонский арт-дилер Джеймс Баттервик, занимающийся русским авангардом, с ней не согласен. Он считает, что в книге есть ряд спорных работ: «В иллюстрациях к Живописи Малевича восемь масляных картин — про работы на бумаге говорить не берусь, информации о них крайне мало, — маловероятно принадлежат кисти Малевича; две — точно подделки». По словам Баттервика, помимо издания книг, члены InСoRM (включая Рейлинг) занимались аутентификацией работ Малевича, большинство из которых, по его мнению, фальшивки. «Дело в том, что выданные ими сертификаты не признаются на мировом арт-рынке», — говорит он.

Рейлинг, однако, не понимает, как можно, видя только фотографии, заявлять, что работы фальшивые. Она подтвердила, что некоторые члены InСoRM действительно проводят экспертизу работ, но отрицает, что они делают это из коммерческих соображений. «Я независимый искусствовед, специализирующийся на творчестве Малевича и Поповой», — заявила она, добавив, что работает с владельцами, которые хотят узнать больше о работах из своих собраний, а не с покупателями: «Искусство не является товаром, хотя рынок и воспринимает его как таковой».

Водоворот русской революции, гонения на художников в сталинской России, по мнению Рейлинг, — вот причина того, что многие работы художников-авангардистов исчезли, но они могут найтись. Это, конечно, понравится далеко не всем игрокам арт-рынка.

Чуть раньше разразился другой громкий скандал: среди экспонатов недавно прошедшей выставки Русский авангард. От кубофутуризма до супрематизма в итальянском городе Мантуя, по мнению ряда авторитетных экспертов, также участвовали подделки (TANR, № 02 (21), март 2014 года, стр. 7). По мнению Марины Молчановой, владелицы картинной галереи «Элизиум» и вице-президента Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров России и СНГ (МКААД), проблема кроется в отсутствии каталогов-резоне большинства художников и появлении сомнительных перечней работ других. По ее словам, ситуация на Западе обстоит даже хуже, чем в России, поэтому она призывает к тому, чтобы «был создан международный экспертный совет, занимающийся атрибуцией произведений художников, работавших в России и за рубежом», в который должны войти искусствоведы из России и ведущих музеев мира.

Рейлинг говорит, что InСoRM разрабатывает новое положение касательно процедур аутентификации произведений искусства, в котором задачи будут разделены между научными сотрудниками, реставраторами и искусствоведами; главное, по ее словам, что работники лабораторий, непосредственно занимающиеся технологической экспертизой, не будут обладать исключительным правом выносить окончательное решение.

Баттервик тем временем признался: он так расстроен новой волной подделок, что был готов отказаться от любых комментариев. «Масштаб махинаций на рынке русского авангарда просто зашкаливает, оборот подделок достигает $500 млн, так что это просто еще одна капля в море», — вздыхает он, добавляя, что возлагает свои надежды на новую группу экспертов, «Проект по изучению российского авангарда». Об учреждении организации, целью которой является «поддержка как технологических, так и архивных и историко-художественных исследований русского авангарда», было неофициально объявлено на апрельской встрече в Тринити-колледже в Оксфордском университете. Президент «Альфа-банка» миллиардер Петр Авен, известный своей страстью к русскому авангардному искусству, является одним из спонсоров проекта. Главой назначен искусствовед Константин Акинша, специалист по русскому искусству XX века; он отметил, что коллекционеры, в том числе из России, в общем-то научились избегать подделок, «хотя их [подделок] в России и на Западе еще пока не счесть. Их по-прежнему пытаются, причем довольно нагло, продать или выставить».

А страдают в итоге сами художники, точнее, их наследие. «Бедный Казимир Северинович Малевич, — вздыхает Наталья Александрова, заведущая отделом живописи второй половины XX века Третьяковской галереи. — Он за всю свою жизнь не смог бы столько написать, даже если бы не выпускал кисть из рук».

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+