18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Намалевич

В лондонской галерее Тейт Модерн открылась самая масштабная за последние 30 лет ретроспектива Казимира Малевича, спровоцировавшая новые споры о поддельных работах русского авангарда, все чаще появляющихся на арт-рынке. Галеристы требуют пересмотреть существующие способы атрибуции работ этого периода искусства.

Великобритании открылась самая крупная за последние 30 лет ретроспектива Казимира Малевича (Малевич. Революционер русского искусства, 16 июля — 26 октября, Тейт Модерн, Лондон), вызвавшая споры о циркулирующих на рынке искусства произведениях, приписываемых художнику. Галеристы и кураторы на фоне раздающихся все чаще утверждений, что арт-рынок захлебнулся подделками, требуют кардинально пересмотреть существующие способы изучения и атрибуции работ русского авангарда. Тейт изо всех сил старается оправдаться: «Как обычно при организации наших выставок, мы провели тщательнейшую экспертизу всех работ, участвующих в предстоящей ретроспективе. Это картины с отличным провенансом и всем необходимым перечнем документов, они публиковались и выставлялись».

Последний скандал с подделками разгорелся из-за искусствоведа Патрисии Рейлинг, изучающей творчество Малевича с 1970 года. Работы, приведенные в ее книге Живопись Малевича: всевидящее око, опубликованной в прошлом году, происходят как из респектабельных учреждений вроде Городского музея Амстердама и Музея современного искусства в Нью-Йорке, так и из неизвестных частных коллекций. Рейлинг, которая, кстати, является президентом Международного комитета российского модернизма (InСoRM), ассоциации российских и европейских искусствоведов, пишет в своей книге: «Всех сомневающихся в подлинности заверяю: работы из частных коллекций, приведенные впервые в этом исследовании, прошли ряд тщательных проверок, подтвердивших, что им не менее 60 лет, безо всяких состариваний... Все картины, опубликованные в настоящем исследовании, принадлежат кисти Казимира Малевича».

Лондонский арт-дилер Джеймс Баттервик, занимающийся русским авангардом, с ней не согласен. Он считает, что в книге есть ряд спорных работ: «В иллюстрациях к Живописи Малевича восемь масляных картин — про работы на бумаге говорить не берусь, информации о них крайне мало, — маловероятно принадлежат кисти Малевича; две — точно подделки». По словам Баттервика, помимо издания книг, члены InСoRM (включая Рейлинг) занимались аутентификацией работ Малевича, большинство из которых, по его мнению, фальшивки. «Дело в том, что выданные ими сертификаты не признаются на мировом арт-рынке», — говорит он.

Рейлинг, однако, не понимает, как можно, видя только фотографии, заявлять, что работы фальшивые. Она подтвердила, что некоторые члены InСoRM действительно проводят экспертизу работ, но отрицает, что они делают это из коммерческих соображений. «Я независимый искусствовед, специализирующийся на творчестве Малевича и Поповой», — заявила она, добавив, что работает с владельцами, которые хотят узнать больше о работах из своих собраний, а не с покупателями: «Искусство не является товаром, хотя рынок и воспринимает его как таковой».

Водоворот русской революции, гонения на художников в сталинской России, по мнению Рейлинг, — вот причина того, что многие работы художников-авангардистов исчезли, но они могут найтись. Это, конечно, понравится далеко не всем игрокам арт-рынка.

Чуть раньше разразился другой громкий скандал: среди экспонатов недавно прошедшей выставки Русский авангард. От кубофутуризма до супрематизма в итальянском городе Мантуя, по мнению ряда авторитетных экспертов, также участвовали подделки (TANR, № 02 (21), март 2014 года, стр. 7). По мнению Марины Молчановой, владелицы картинной галереи «Элизиум» и вице-президента Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров России и СНГ (МКААД), проблема кроется в отсутствии каталогов-резоне большинства художников и появлении сомнительных перечней работ других. По ее словам, ситуация на Западе обстоит даже хуже, чем в России, поэтому она призывает к тому, чтобы «был создан международный экспертный совет, занимающийся атрибуцией произведений художников, работавших в России и за рубежом», в который должны войти искусствоведы из России и ведущих музеев мира.

Рейлинг говорит, что InСoRM разрабатывает новое положение касательно процедур аутентификации произведений искусства, в котором задачи будут разделены между научными сотрудниками, реставраторами и искусствоведами; главное, по ее словам, что работники лабораторий, непосредственно занимающиеся технологической экспертизой, не будут обладать исключительным правом выносить окончательное решение.

Баттервик тем временем признался: он так расстроен новой волной подделок, что был готов отказаться от любых комментариев. «Масштаб махинаций на рынке русского авангарда просто зашкаливает, оборот подделок достигает $500 млн, так что это просто еще одна капля в море», — вздыхает он, добавляя, что возлагает свои надежды на новую группу экспертов, «Проект по изучению российского авангарда». Об учреждении организации, целью которой является «поддержка как технологических, так и архивных и историко-художественных исследований русского авангарда», было неофициально объявлено на апрельской встрече в Тринити-колледже в Оксфордском университете. Президент «Альфа-банка» миллиардер Петр Авен, известный своей страстью к русскому авангардному искусству, является одним из спонсоров проекта. Главой назначен искусствовед Константин Акинша, специалист по русскому искусству XX века; он отметил, что коллекционеры, в том числе из России, в общем-то научились избегать подделок, «хотя их [подделок] в России и на Западе еще пока не счесть. Их по-прежнему пытаются, причем довольно нагло, продать или выставить».

А страдают в итоге сами художники, точнее, их наследие. «Бедный Казимир Северинович Малевич, — вздыхает Наталья Александрова, заведущая отделом живописи второй половины XX века Третьяковской галереи. — Он за всю свою жизнь не смог бы столько написать, даже если бы не выпускал кисть из рук».

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
4
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
5
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
6
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
7
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+