18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

BRAFA 2020: фламандские мастера, «Ворошиловский уголок», Джеймс Энсор и когти Росомахи

65-й выпуск брюссельской ярмарки антиквариата и искусства BRAFA запомнится благотворительным аукционом фрагментов Берлинской стены

В Брюсселе продолжается BRAFA — ярмарка, которая традиционно открывает календарный год для европейских коллекционеров, галеристов и арт-дилеров. На этот раз в ней принимают участие 133 галереи из 14 стран. BRAFA была основана в 1956 году как парад достижений и возможностей бельгийских антикваров, в последние десять лет уверенно подтверждает статус международного мероприятия: в 65-м выпуске ярмарки участвуют 50 бельгийских и 83 зарубежные галереи (большинство из которых французы, но также есть дилеры из Швейцарии, Великобритании, Италии, Германии и США). Россию здесь уже второй год подряд представляет галерея «Эритаж». Рецепт успеха BRAFA (в прошлом году ярмарку посетило более 66 тыс. человек) достаточно прост: представленные участниками экспонаты составляют изящный микс классического искусства от европейских старых мастеров до модернизма, коллекционного дизайна, египетских и римских древностей, современного искусства, а также искусства Азии и Африки. Традиционное дополнение к ярмарке — образовательная программа BRAFA Art Talks, цикл ежедневных лекций и дискуссий, где театральный режиссер и сценограф Роберт Уилсон рассуждает о коллекционировании, директор Музея Брюгге Тилль-Хольгер Борхерт рассказывает об оптической революции Яна ван Эйка (выставка которого всего через несколько дней открывается в Генте), а коллекционеры и арт-консультанты обсуждают за круглым столом пути структурирования частных собраний. 

Ежегодно оргкомитет BRAFA приглашает известного художника стать почетным гостем ярмарки. Например, в прошлом году чествовали тандем британских художников Гилберта и Джорджа. Для 65-го выпуска был выбран альтернативный формат: в дни ярмарки проводится благотворительный онлайн-аукцион пяти оригинальных фрагментов Берлинской стены. Украшенные граффити бетонные плиты встречают гостей BRAFA на входе в выставочный комплекс Tour & Taxis. В ноябре 2019 года исполнилось 30 лет с тех пор, как в 1989 году была разрушена граница между Восточным и Западным Берлином, что стало символом окончания холодной войны. После сноса стены ее фрагменты почти сразу же были распроданы и разошлись по всему миру. Пять фрагментов были приобретены устроителями ярмарки для проведения необычной акции: они выставлены на торги со стартовой ценой в €15 тыс., а все вырученные средства будут переданы различным некоммерческим организациям и благотворительным фондам. На момент публикации статьи самые большие ставки — по €19 тыс. — были сделаны за сегменты 1 и 2, которые будут проданы в пользу организаций, занимающихся исследованиями методов борьбы с раком и интеграцией людей с ограниченными возможностями. 

Выйдя на международный уровень, BRAFA сумела сохранить черты национальной ярмарки, где полно и разнообразно представлено бельгийское искусство, начиная от фламандских мастеров до классиков ХХ века вроде Рене Магритта и Поля Дельво, а также Эрже, автора комиксов о приключениях Тинтина. Авторитетная швейцарская галерея De Jonckheere, чей стенд одним из первых попадается на глаза посетителям ярмарки, неизменно предлагает первоклассные работы старых мастеров, в том числе фламандцев Питера Брейгеля Младшего и Давида Тенирса Младшего. Также здесь можно найти одну из авторских версий портрета Карла IX кисти Франсуа Клуэ (€400 тыс.) и датированную приблизительно 1500 годом композицию «Христос в чистилище» последователя Иеронима Босха (€380 тыс.). Несколько лет назад галерея, традиционно специализирующаяся на европейском искусстве XV–XVII веков, начала развивать направление модернизма. Так что теперь на ее стенде со старыми мастерами соседствуют Лучо Фонтана, Энрико Кастеллани и Рене Магритт («Секретная жизнь», €900 тыс.). 

Привлекал внимание и натюрморт Франса Снейдерса поистине музейного качества на стенде галереи Klaas Muller из Брюсселя, оцененный в €380 тыс. На этом же стенде можно найти достойную подборку мастеров фламандской школы. 

Галерея Samuel Vanhoegaerden из бельгийского Кнокке представила на BRAFA 2020 года мини-экспозицию живописи и графики одного из самых известных и загадочных художников Бельгии, Джеймса Энсора, которого нередко называют предтечей экспрессионизма. Несмотря на то что знаковых работ автора здесь не было, цены на стенде доходили до €700 тыс. 

На стендах нескольких участников выставлены работы сюрреалиста, певца обнаженной женской натуры и железнодорожных вокзалов Поля Дельво, чья ретроспектива сейчас проходит в потрясающем воображение Музее поездов в Брюсселе. Его стоит искать, например, в парижской галерее Fleury и в Douwes Fine Art из Амстердама, где акварельный женский портрет (€27 тыс.) соседствует с «малыми голландцами» — пейзажами Аверкампа (€760 тыс.) и Яна ван Гойена (€280 тыс.), а также гравюрами самого Рембрандта (€20–30 тыс.). Раз уж речь зашла о «малых голландцах», хочется отметить совершенно хрестоматийный натюрморт 1648 года Питера Класа у гентского галериста Jan Muller за €190 тыс. 

Часть национальной культуры Бельгии — комиксы — давно завоевали почетное место на стендах BRAFA. На комиксах специализируется галерея Huberty & Breyne, где представлены в том числе работы Эрже (Paradis, €40 тыс.). 

Пожалуй, один из самых разнообразно представленных сегментов на ярмарке — европейское искусство конца XIX — первой половины ХХ века. Чаще всего предлагаются графика и работы небольшого формата, нередко не самые «топовые» вещи, зато первые имена — Жоан Миро (акварель, €350 тыс.), Жан Липшиц (скульптура, €850 тыс.) в галерее Boulakia, Кес ван Донген (живопись, €490 тыс.) в лондонской Omer Tiroche, Альбер Марке (живопись, €250 тыс.) в Galerie de la Presidence, Фернан Леже и Эдуар Вюйар (графика, €52 тыс. и €135 тыс. соответственно) в нью-йоркской галерее Rosenberg & Co, а также — в большом количестве — художники русского зарубежья вроде Сержа Шаршуна, Сержа Полякова, Сержа Фера и других. 

Как уже упоминалось, российская галерея на ярмарке одна — московская «Эритаж». Кристина Краснянская участвует в BRAFA во второй раз и результатами пока довольна: европейские коллекционеры встречают советский дизайн с энтузиазмом и готовы покупать предметы. Стенд «Эритажа» хитроумно объединяет мебельные гарнитуры советского ар-деко с современным российским искусством в духе соц-арта. За €720 тыс. можно приобрести «Ворошиловский уголок» (диван, буфет, письменный стол, etc.), изготовленный по заказу НКВД в 1938 году. Предметы очень стильные, но, кажется, приобрести в дом мебель с вензелем НКВД могут, скорее, ценители ар-деко, не отягощенные воспоминаниями о мрачной истории предвоенного десятилетия. Буквально в дни превью ярмарки галерея распродала серию статуэток Сергея Шеховцова из пивных банок на тему советского спорта (по €4 тыс.). Элегантное дополнение к оформлению стенда — архитектурная графика Якова Чернихова (€25 тыс. за рисунок). 

Итальянская Theatrum Mundi из Ареццо позиционирует себя как «кабинет чудес ХХI века», так что здесь стоит искать самые странные и необычные современные кунштюки — от увесистого обломка метеорита с Марса (€1 млн) до когтей Росомахи из литой смолы от реквизитора фильма 2006 года «Люди Икс. Последняя битва» Джимми Клоза (€70 тыс.). 

Одна из особенностей BRAFA — вполне демократичные, по сравнению с крупнейшими мировыми ярмарками вроде Art Basel, TEFAF и Frieze Masters, цены на произведения великолепного качества, даже если и не музейного уровня. В том числе и это обстоятельство делает ярмарку столь привлекательной для начинающих коллекционеров, а также для тех, кто уже достиг значительных успехов в одной области (например, коллекционного дизайна) и с интересом присматривается к новым сферам, будь то классическое или современное искусство. Тем не менее и на BRAFA можно встретить впечатляющее миллионные цены. Так, в тройку лидеров, на наш взгляд, попали абстракция Герхарда Рихтера из цюрихской Galerie von Vertes (€4,5 млн), поздняя работа Пабло Пикассо в Galerie Alexis Pentcheff из Марселя (€3,5 млн) и живопись Марка Шагала в парижской Galerie Boulakia (€1,3 млн). Среди самых дорогих авторов ярмарки — американский художник Христо, который был почетным гостем BRAFA в 2018 году. Он знаменит своими проектами с оборачиванием целых зданий, объектов и достопримечательностей в авторскую упаковку. Цены на его графику — проекты такой упаковки — могут достигать €1,2 млн (в галерее Guy Pieters), особенно сейчас — в преддверии выставки художника в Центре Помпиду и готовящегося проекта с парижской Триумфальной аркой. 

Ярмарка продлится до 2 февраля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+