18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

BRAFA 2020: фламандские мастера, «Ворошиловский уголок», Джеймс Энсор и когти Росомахи

65-й выпуск брюссельской ярмарки антиквариата и искусства BRAFA запомнится благотворительным аукционом фрагментов Берлинской стены

Фрагменты Берлинской стены, которые будут проданы на благотворительном аукционе со стартовой ценой €15 тыс. каждый. Фото: BRAFA  © Raf Michiel
Фрагменты Берлинской стены, которые будут проданы на благотворительном аукционе со стартовой ценой €15 тыс. каждый.
Фото: BRAFA  © Raf Michiel

В Брюсселе продолжается BRAFA — ярмарка, которая традиционно открывает календарный год для европейских коллекционеров, галеристов и арт-дилеров. На этот раз в ней принимают участие 133 галереи из 14 стран. BRAFA была основана в 1956 году как парад достижений и возможностей бельгийских антикваров, в последние десять лет уверенно подтверждает статус международного мероприятия: в 65-м выпуске ярмарки участвуют 50 бельгийских и 83 зарубежные галереи (большинство из которых французы, но также есть дилеры из Швейцарии, Великобритании, Италии, Германии и США). Россию здесь уже второй год подряд представляет галерея «Эритаж». Рецепт успеха BRAFA (в прошлом году ярмарку посетило более 66 тыс. человек) достаточно прост: представленные участниками экспонаты составляют изящный микс классического искусства от европейских старых мастеров до модернизма, коллекционного дизайна, египетских и римских древностей, современного искусства, а также искусства Азии и Африки. Традиционное дополнение к ярмарке — образовательная программа BRAFA Art Talks, цикл ежедневных лекций и дискуссий, где театральный режиссер и сценограф Роберт Уилсон рассуждает о коллекционировании, директор Музея Брюгге Тилль-Хольгер Борхерт рассказывает об оптической революции Яна ван Эйка (выставка которого всего через несколько дней открывается в Генте), а коллекционеры и арт-консультанты обсуждают за круглым столом пути структурирования частных собраний. 

Стенд галереи Klaas Muller. Фото: BRAFA © Emmanuel Crooy
Стенд галереи Klaas Muller.
Фото: BRAFA © Emmanuel Crooy

Ежегодно оргкомитет BRAFA приглашает известного художника стать почетным гостем ярмарки. Например, в прошлом году чествовали тандем британских художников Гилберта и Джорджа. Для 65-го выпуска был выбран альтернативный формат: в дни ярмарки проводится благотворительный онлайн-аукцион пяти оригинальных фрагментов Берлинской стены. Украшенные граффити бетонные плиты встречают гостей BRAFA на входе в выставочный комплекс Tour & Taxis. В ноябре 2019 года исполнилось 30 лет с тех пор, как в 1989 году была разрушена граница между Восточным и Западным Берлином, что стало символом окончания холодной войны. После сноса стены ее фрагменты почти сразу же были распроданы и разошлись по всему миру. Пять фрагментов были приобретены устроителями ярмарки для проведения необычной акции: они выставлены на торги со стартовой ценой в €15 тыс., а все вырученные средства будут переданы различным некоммерческим организациям и благотворительным фондам. На момент публикации статьи самые большие ставки — по €19 тыс. — были сделаны за сегменты 1 и 2, которые будут проданы в пользу организаций, занимающихся исследованиями методов борьбы с раком и интеграцией людей с ограниченными возможностями. 

Давид Тенирс Младший. «Дантист». Галерея De Jonckheere. Фото: BRAFA
Давид Тенирс Младший. «Дантист». Галерея De Jonckheere.
Фото: BRAFA

Выйдя на международный уровень, BRAFA сумела сохранить черты национальной ярмарки, где полно и разнообразно представлено бельгийское искусство, начиная от фламандских мастеров до классиков ХХ века вроде Рене Магритта и Поля Дельво, а также Эрже, автора комиксов о приключениях Тинтина. Авторитетная швейцарская галерея De Jonckheere, чей стенд одним из первых попадается на глаза посетителям ярмарки, неизменно предлагает первоклассные работы старых мастеров, в том числе фламандцев Питера Брейгеля Младшего и Давида Тенирса Младшего. Также здесь можно найти одну из авторских версий портрета Карла IX кисти Франсуа Клуэ (€400 тыс.) и датированную приблизительно 1500 годом композицию «Христос в чистилище» последователя Иеронима Босха (€380 тыс.). Несколько лет назад галерея, традиционно специализирующаяся на европейском искусстве XV–XVII веков, начала развивать направление модернизма. Так что теперь на ее стенде со старыми мастерами соседствуют Лучо Фонтана, Энрико Кастеллани и Рене Магритт («Секретная жизнь», €900 тыс.). 

Последователь Иеронима Босха. «Христос в Чистилище». Галерея De Jonckheere. Фото: BRAFA
Последователь Иеронима Босха. «Христос в Чистилище». Галерея De Jonckheere.
Фото: BRAFA

Привлекал внимание и натюрморт Франса Снейдерса поистине музейного качества на стенде галереи Klaas Muller из Брюсселя, оцененный в €380 тыс. На этом же стенде можно найти достойную подборку мастеров фламандской школы. 

Галерея Samuel Vanhoegaerden из бельгийского Кнокке представила на BRAFA 2020 года мини-экспозицию живописи и графики одного из самых известных и загадочных художников Бельгии, Джеймса Энсора, которого нередко называют предтечей экспрессионизма. Несмотря на то что знаковых работ автора здесь не было, цены на стенде доходили до €700 тыс. 

Джеймс Энсор. «Встреча». 1912. Галерея Samuel Vanhoegaerde
Джеймс Энсор. «Встреча». 1912. Галерея Samuel Vanhoegaerde

На стендах нескольких участников выставлены работы сюрреалиста, певца обнаженной женской натуры и железнодорожных вокзалов Поля Дельво, чья ретроспектива сейчас проходит в потрясающем воображение Музее поездов в Брюсселе. Его стоит искать, например, в парижской галерее Fleury и в Douwes Fine Art из Амстердама, где акварельный женский портрет (€27 тыс.) соседствует с «малыми голландцами» — пейзажами Аверкампа (€760 тыс.) и Яна ван Гойена (€280 тыс.), а также гравюрами самого Рембрандта (€20–30 тыс.). Раз уж речь зашла о «малых голландцах», хочется отметить совершенно хрестоматийный натюрморт 1648 года Питера Класа у гентского галериста Jan Muller за €190 тыс. 

Часть национальной культуры Бельгии — комиксы — давно завоевали почетное место на стендах BRAFA. На комиксах специализируется галерея Huberty & Breyne, где представлены в том числе работы Эрже (Paradis, €40 тыс.). 

Серж Поляков. «Абстрактная композиция». 1954. Галерея Von Vertes. Фото: BRAFA
Серж Поляков. «Абстрактная композиция». 1954. Галерея Von Vertes.
Фото: BRAFA

Пожалуй, один из самых разнообразно представленных сегментов на ярмарке — европейское искусство конца XIX — первой половины ХХ века. Чаще всего предлагаются графика и работы небольшого формата, нередко не самые «топовые» вещи, зато первые имена — Жоан Миро (акварель, €350 тыс.), Жан Липшиц (скульптура, €850 тыс.) в галерее Boulakia, Кес ван Донген (живопись, €490 тыс.) в лондонской Omer Tiroche, Альбер Марке (живопись, €250 тыс.) в Galerie de la Presidence, Фернан Леже и Эдуар Вюйар (графика, €52 тыс. и €135 тыс. соответственно) в нью-йоркской галерее Rosenberg & Co, а также — в большом количестве — художники русского зарубежья вроде Сержа Шаршуна, Сержа Полякова, Сержа Фера и других. 

Яков Чернихов. «Неконструктивистский ряд плоскостей». Галерея Heritage. Фото: BRAFA
Яков Чернихов. «Неконструктивистский ряд плоскостей». Галерея Heritage.
Фото: BRAFA

Как уже упоминалось, российская галерея на ярмарке одна — московская «Эритаж». Кристина Краснянская участвует в BRAFA во второй раз и результатами пока довольна: европейские коллекционеры встречают советский дизайн с энтузиазмом и готовы покупать предметы. Стенд «Эритажа» хитроумно объединяет мебельные гарнитуры советского ар-деко с современным российским искусством в духе соц-арта. За €720 тыс. можно приобрести «Ворошиловский уголок» (диван, буфет, письменный стол, etc.), изготовленный по заказу НКВД в 1938 году. Предметы очень стильные, но, кажется, приобрести в дом мебель с вензелем НКВД могут, скорее, ценители ар-деко, не отягощенные воспоминаниями о мрачной истории предвоенного десятилетия. Буквально в дни превью ярмарки галерея распродала серию статуэток Сергея Шеховцова из пивных банок на тему советского спорта (по €4 тыс.). Элегантное дополнение к оформлению стенда — архитектурная графика Якова Чернихова (€25 тыс. за рисунок). 

Христо. «Триумфальная арка. Завернутая». 2019. Галерее Guy Pieters. Фото: BRAFA
Христо. «Триумфальная арка. Завернутая». 2019. Галерее Guy Pieters.
Фото: BRAFA

Итальянская Theatrum Mundi из Ареццо позиционирует себя как «кабинет чудес ХХI века», так что здесь стоит искать самые странные и необычные современные кунштюки — от увесистого обломка метеорита с Марса (€1 млн) до когтей Росомахи из литой смолы от реквизитора фильма 2006 года «Люди Икс. Последняя битва» Джимми Клоза (€70 тыс.). 

Одна из особенностей BRAFA — вполне демократичные, по сравнению с крупнейшими мировыми ярмарками вроде Art Basel, TEFAF и Frieze Masters, цены на произведения великолепного качества, даже если и не музейного уровня. В том числе и это обстоятельство делает ярмарку столь привлекательной для начинающих коллекционеров, а также для тех, кто уже достиг значительных успехов в одной области (например, коллекционного дизайна) и с интересом присматривается к новым сферам, будь то классическое или современное искусство. Тем не менее и на BRAFA можно встретить впечатляющее миллионные цены. Так, в тройку лидеров, на наш взгляд, попали абстракция Герхарда Рихтера из цюрихской Galerie von Vertes (€4,5 млн), поздняя работа Пабло Пикассо в Galerie Alexis Pentcheff из Марселя (€3,5 млн) и живопись Марка Шагала в парижской Galerie Boulakia (€1,3 млн). Среди самых дорогих авторов ярмарки — американский художник Христо, который был почетным гостем BRAFA в 2018 году. Он знаменит своими проектами с оборачиванием целых зданий, объектов и достопримечательностей в авторскую упаковку. Цены на его графику — проекты такой упаковки — могут достигать €1,2 млн (в галерее Guy Pieters), особенно сейчас — в преддверии выставки художника в Центре Помпиду и готовящегося проекта с парижской Триумфальной аркой. 

Ярмарка продлится до 2 февраля

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+