18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что приготовила для коллекционеров ярмарка BRAFA

№79
Материал из газеты

BRAFA, одна из старейших европейских ярмарок искусства и антиквариата, пройдет в 65-й раз с 26 января по 2 февраля в Брюсселе. Ее главные качества — абсолютная надежность и широта взглядов. Состав участников по большей части неизменен, за качеством экспонатов следит комиссия из 100 экспертов, на стендах представлены все сферы коллекционирования — от археологии и драгоценностей до модернизма и актуального искусства. В нынешнем выпуске BRAFA участвуют 133 галереи из 14 стран, и второй год подряд среди них есть участник из России: московская галерея «Эритаж» представляет мебель и графику 1930-х годов. Место почетного гостя в этот раз займут благотворительная выставка и аукцион — в честь юбилейного выпуска на ярмарке покажут и продадут пять оригинальных фрагментов Берлинской стены

Реликварий африканского народа кота. 
Габон, начало ХХ в. 
Дерево, медь, латунь. 
Высота 58 см. 
Галерея Didier Claes

Моду на коллекционирование африканской и полинезийской скульптуры 100 лет назад задали модернисты: они находили в ней источник вдохновения и свежесть, не отягощенную академическими шаблонами. Рядом с работами Жоржа Брака, Анри Матисса, Пабло Пикассо эта скульп­тура и сейчас смотрится гармонично. Антропоморфная фигура относится к предметам заупокойного культа. Тело выполнено в виде ромба — он символизирует жизненный цикл и контакт между миром живых и миром мертвых. 


Ласло Мохой-Надь. «Композиция».
1922. Бумага, акварель, гуашь, 
тушь, коллаж. 54,5 х 43 см. Галерея Kálmán Makláry Fine Arts

Коллаж, некоторое время находившийся в личной коллекции Йоко Оно. Ласло Мохой-Надь — один из важнейших художников авангарда, конструктивист, повлиявший на развитие фотографии, кино и дизайна. Самоучка в живописи (он занялся ею в госпитале после ранения во время Первой мировой), а позже преподаватель Баухауса, он был увлечен синтезом разных медиа и новыми техническими возможностями, которые меняли взгляд на искусство и на всю среду обитания человека. После закрытия немецкой школы дизайна он переехал в Чикаго, где продолжил эксперименты во главе Нового Баухауса.


Питер Брейгель Старший. «Лень». Из серии «Семь смертных грехов».
Около 1558. Офорт. 29,1 x 23 см. 
CLAM, витрина Lex Antiqua

Лень — один из семи грехов, аллегорически изображенных Питером Брейгелем Старшим. Здесь и женщина, уснувшая на осле, и часы без стрелок, и назидательные надписи, сообщающие, что лень лишает человека силы духа. Гравюра, выставляемая Бельгийской профессиональной палатой в области старинных и современных изданий (CLAM), выполнена при жизни Брейгеля для крупнейшего издателя того времени Иеронима Кока. Важные детали для коллекционера: водяные знаки на бумаге помогут уточнить датировку гравюры; также обратите внимание на качество чернил и печати — оно заметно в передаче перспективы.


Дэвид Уэбб. Браслет с жирафами.
Вторая половина ХХ в. Золото, 
эмаль, бриллианты, рубины. 
Галерея Epoque Fine Jewels

Важная черта коллекционных драгоценностей — оригинальная идея. Дэвид Уэбб основал ювелирную марку в Нью-Йорке в 1948 году, но настоящая слава пришла к нему через десять лет, когда появился первый анималистический браслет. В последующие годы он создаст роскошный «зверинец» — с двойными головами жирафов, слонов, пантер, лягушек, зебр, украшенных эмалью с добавлением драгоценных камней. Смелость и ирония Уэбба станут ювелирным воплощением духа 1960‑х, а среди поклонников мастера окажутся Жаклин Кеннеди и голливудские звезды.


Рони Хорн. «Букет Стивенса».
1991. Алюминиевые блоки, пластик. 106,6 х 127 х 38 см. Галерея Simon Studer Art

Коллекционирование современного искусства невозможно без изучения контекста. Американская художница Рони Хорн создает концептуальные работы в разных техниках и часто вдохновляется литературой. Эта инсталляция из алюминиевых блоков и пластика посвящена американскому поэту ХХ века Уоллесу Стивенсу и иллюстрирует его стихотворение «Букет роз в солнечном свете». Работа существует в трех экземплярах, один из них находится в собрании нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА).


Навершие в форме головы лошади.
II–I вв. до н. э. Бронза, серебряные вставки. Высота 17 см. 
Галерея David Aaron

Раздел археологии включает древнеегипетские, античные и азиатские артефакты. Эта отлично сохранившаяся эллинистическая голова лошади, выполненная с большой долей реализма, служила украшением античной кушетки. Сложная отливка и серебряные вставки на глазах и в геометрическом орнаменте сбруи говорят о том, что это был роскошный предмет, использовавшийся во время празднеств.


Гобелен «Горизонталь». 
Обюсон, мастерская Табара, 1954. На основе акварели 
Василия Кандинского, 1939. Шерсть. 224 х 162,5 см. 
Королевская мануфактура Де Вит

Яркий пример того, как в середине ХХ века ткацкое ремесло возвращает себе передовые позиции, сотрудничая с современными художниками и используя в качестве рисунка модную абстракцию. Первые образцы были показаны на выставке «12 гобеленов» в парижской галерее Дениз Рене в 1952 году. Экспонаты были отобраны галеристкой вместе с художником Виктором Вазарели и владельцем мастерской в Обюсоне Франсуа Табаром на конкурсной основе. Следом жена Кандинского Нина передала несколько его работ Вазарели, который занимался изготовлением картонов, и в 1954-м прошла выставка «Четыре гобелена Кандинского». Там был и гобелен «Горизонталь», выполненный в четырех экземплярах в мастерской Табара.


Франс Снейдерс. «Натюрморт с лобстером, артишоками, спаржей и фруктами». 
Около 1630–1640. Дерево, масло. 78,5 х 85 см. 
Галерея Klaas Muller

Старые мастера — один из важных разделов BRAFA, где встречаются музейные имена и шедевры. Полотно Франса Снейдерса — из их числа. Любимец фламандских аристократов, друг Рубенса и ван Дейка, в XVII веке Снейдерс был главным мастером барочного натюрморта. Богатство цветов и фактур, избыточно пышная, но при этом тщательно выстроенная композиция — черты, за которые его любили современники.


Эдгар Дега. «Три танцовщицы».
Около 1898. Бумага, дублированная на картон, пастель, уголь. 52 х 43 см. Галерея Bailly

Довольно крупный рисунок, выполненный углем и пастелью, напоминает о знаменитых «Голубых танцовщицах» Эдгара Дега из Пушкинского музея: поза одной из балерин почти идентична, к тому же написаны они с разницей в год, и обе находились у знаменитого парижского маршана Поля Дюран-Рюэля, поддерживавшего импрессионистов. Еще один плюс к провенансу рисунка: сразу после смерти Дега он попал на распродажу в его мастерской и воспроизведен в каталоге. Для работ импрессионистов в таких деталях особая ценность.

Специальное предложение

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+