18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умерла Наталья Тамручи

Неожиданный уход Натальи Тамручи 25 января на 66-м году жизни стал потрясением для друзей и всех, кто знал ее как активного, увлеченного, успешного, всегда полного новых идей человека

Наталья Тамручи была выпускницей отделения истории искусств исторического факультета МГУ. В доперестроечное время она успела поработать в Третьяковской галерее и издательстве «Советский художник», где писала сама (в 1982-м в «Советском искусствознании» вышла ее статья «Мифологизм в творчестве М.А.Врубеля (авторские мифы)») и редактировала искусствоведческие сборники. Тексты Михаила Алленова, Александра Якимовича, Валерия Турчина, Леонида Бажанова, Екатерины Деготь и других известных искусствоведов выходили под ее редакцией.

Издательско-исследовательская деятельность шла параллельно с кураторской: Наталья принимала участие в организации легендарной 17-й Московской молодежной выставки на Кузнецком Мосту (1986), была в первой команде отдела новейших течений музея-заповедника «Царицыно», формировала его коллекцию, работала как куратор над такими важными выставками, как In de USSR en Erbuiten в Амстердаме (1990), SovietContemporary Art from Thaw to Perestroika  в Токио (1991), V izbach в Братиславе (1991–1992), «Соц-арт» в Музее Ленина в Москве (1993).

В середине 1990-х она круто изменила жизнь и занялась архитектурно-строительным бизнесом, достигнув и на этом поприще успеха. Она контролировала весь процесс: от фундамента до разработки светильников. И хотя она сама называла свой бизнес-опыт авантюрой, случайности в данном случае были неслучайны. «Нам очень хорошо и подробно читали в университете курс истории искусства, — рассказывала Наталья в одном интервью, — я, наверно, была латентным архитектором — запоминала все архитектурные планы. Мне было дико интересно. Но потом я достигла потолка… соскучилась по книжкам, которые читать архитекторам некогда… Я... следовала за тем, что мне подбрасывала судьба. Она мне подбросила помещение на Арбате».

Убитый подвал в Трубниковском переулке, 22, Наталья превратила в «Открытую галерею», проработавшую с 2009 по 2016 год. «Она принципиально, за редким исключением, не делала персональных выставок и отдавала предпочтение кураторским проектам, — рассказывает руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова. — Не гналась за конъюнктурой, темы выбирала не модные, а такие, которые занимали ее лично. И художников выбирала и смешивала по-своему, соединяя таких лидеров московского концептуализма, как, например, Андрей Монастырский или Елена Елагина и Игорь Макаревич и группу „МишМаш“ (Миша Лейкин и Маша Сумнина), Аню Желудь, Андрея Кузькина, Ивана Лунгина. Каждый раз она страстно увлекалась и с головой погружалась в тему. Если ей нравился художник, она становилась его убежденным адептом, влюблялась в его искусство».

В 2017 году Наталья стала лауреатом госпремии в области современного искусства «Инновация». Высокой наградой отметили книгу «Право на жизнь» — биографию и архив перформансов Андрея Кузькина.

К этому моменту Наталья в очередной раз поменяла жизнь: поселилась в старинном семейном доме в Софрине, который перестроила под себя, для родных, друзей, собак и кошек, и принялась писать книгу. У нее был амбициозный план переосмыслить историю русского искусства XX века — показать ее через призму экономики и политики. Она занимала друзей рассказами о первой Государственной думе, возила в Ногинск на экскурсию по местам промышленника Арсения Морозова. «Ее волновал вопрос, почему в начале XX века стоявшие у руля умные, предприимчивые, рефлексирующие и властные люди потерпели поражение, допустили революцию», — рассказывает Ирина Горлова. Следующим проектом в ее жизни должно было стать издание книг для детей, первый опыт они осуществили с Машей Сумниной.

Первая глава «эпохальной» книги Тамручи не была завершена, но остались страницы, достойные публикации. И важно отыскать в архиве и издать наконец на русском языке труды Натальи Тамручи, вышедшие в середине 1990-х в издательстве Craftsman House: Moscow Сonceptualism 1970–1990 и An Experience of Madness. Аlternative Russian Art in the Late 1960s —1990s. Она была из тех исследователей, кто знал историю московского искусства последних 50 лет на ощупь, в деталях и лицах. И ее вклад в российское искусствознание нам еще предстоит в полной мере оценить.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+