18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рим: смотрим Микеланджело

№79
Материал из газеты

Рим неисчерпаем. Сколько ни приезжай — он подарит открытия, и в этом смысле он вечный город. Великий художник не много сделал для итальянской столицы, но это немногое — в ее сердце

Для Микеланджело Рим не был родным и любимым городом, хотя он долго работал в нем. Там же и умер, но ревнивые флорентийцы отвезли его тело и славу к себе. И если учитывать, что Ватикан — отдельное государство, то великий художник не так и много сделал для итальянской столицы.

Правда, это немногое — сердце города, главная городская площадь Пьяцца дель Кампидольо, прекраснейший ансамбль, выросший на месте разрозненных строений и фрагментов древнеримских сооружений. Точнее, рос он еще много лет после смерти автора проекта. Чтобы представить себе, каким это место было в 1536 году, когда папа Павел III Фарнезе заказал Микеланджело благо­устройство площади на Капитолийском холме, стоит заглянуть за ренессансный фасад центрального здания — палаццо Сенаторио. Там видны остатки госархива — Табулария постройки 78 года до н. э., и две средневековые башни. Рассматривать фасад палаццо и стоящих под косым углом к нему двух других дворцов — палаццо деи Консерватори и палаццо Нуово — можно бесконечно. Колоссальный ордер — два ряда близко стоящих пилястр — превращает здания в скульптуру. Причем у каждой из кажущихся одинаковыми пилястр есть свои особенности. Вообще, Пьяцца дель Кампидольо с ее трапециевидной формой и мощением с геометрическим узором и ведущей к ней лестницей — набор продуманных оптических эффектов, вызывающих глубокое пространственное переживание. Идеальный пример того, что величественное не значит огромное и может быть изысканно красивым, а символ власти — в этом случае копия древнеримской статуи Марка Аврелия — изящным.

 Риме находится всего три скульптурных произведения Микеланджело: великое, подпорченное помощником и малоизвестное. Великое — это гробница папы Юлия II c фигурой Моисея в центре в церкви Сан-Пьетро ин Винколи. О многолетней истории создания этого шедевра, когда на протяжении десятилетий скульптор выкачивал из заказчиков — сначала папы, а потом его наследников — огромные деньги и покупал на них недвижимость, написано много. Заменить чтение может просмотр «Греха» Андрея Кончаловского, посвятившего этому сюжету значительную часть фильма.

Первоначальный замысел 1505 года грандиозной мраморной гробницы с 40 статуями выше человеческого роста через 40 лет завершился композицией с семью статуями. Из них четыре с разной степенью достоверности принадлежат Микеланджело. Моисей, Рахиль и Лия никогда не вызывали сомнений. В последнее время исследователи находят, что и мраморный саркофаг с фигурой папы — тоже его. Остальные фигуры сделаны учениками Микеланджело.

Рогатый мраморный Моисей, безусловно, выточен рукой гения. В этой мощной фигуре есть, однако, и незаметные изъяны. Например, на левую ногу явно не хватило мрамора — она меньше правой, но задвинута назад, и это незаметно. Зато другая нога, мускулистые руки, ладони с напряженными венами, вьющаяся длинная борода совершенны. Установлено, что незадолго до завершения работы скульптор развернул голову Моисея влево от алтарной части самой церкви, где хранятся тюремные цепи апостола Петра, и это, наверное, тоже что-то значит. Замечено также, что части скульптуры неодинаково отшлифованы, поэтому свет на них отражается по-разному, что создает еще более сложный эффект восприятия.

Антонио Форчеллино, биограф мастера и реставратор его работ, считает, что англосаксы, много писавшие о Микеланджело, смысла его работы так и не поняли. В последние годы найдены документы, в том числе из архивов Инквизиции, помогающие раскрыть идеологию этого произведения, связанную с реформаторскими идеями. И здесь важны окружающие Моисея фигуры Рахили и Лии, представляющих добродетель деятельную и созерцательную, как и евангельские Марфа и Мария. Так подчеркнута равная важность добрых деяний, как считали протестанты, и молитвенного труда, как настаивали католики. В общем, одно из самых изученных произведений мира еще ждет открытий. Форчеллино в книге «Микеланджело.

Неспокойная жизнь» так описывает еще одну римскую скульптуру мастера — «Христа с крестом» из церкви Санта-Мария сопра Минерва: «Здесь снова появляются сильные ноги и итальянские икры, в то время как руки, держащие крест, исключительно стройны в сравнении с, возможно, чрезмерной полнотой паха и ягодиц. Это анатомия взрослого мужчины, не юноши, явленная здесь во всей ее полноте и многогранности. И только нечто невыразимое в лике указывает на Божественную природу Христа, которого, если бы не борода, легко можно принять за Аполлона или, скорее, за Марса, застигнутого в раздумьях».

Фигура Христа действительно по-мужски красива, а его лицо возвышенно благородно. Однако скульптуру гения испортили дважды. Первым это сделал завершавший работу Пьетро Урбано. Форчеллино в своей книге приводит отрывок из письма Себастьяно дель Пьомбо 1521 года с докладом находившемуся во Флоренции Микеланджело: «Там, где он работал, он разрушил все, он обтесал под прямым углом правую ногу, где четко видно, что пальцы сломаны, а потом он укоротил пальцы рук, особенно правой, что держит крест. И несомненно, я полагаю, он плохо кончит, так как знаю, что он играет и ходит к путанам, расхаживает по Риму франтом в бархатных туфлях и много задолжал». Микеланджело от распутника не отказался, но скульптуру доделал другой его ученик. В следующем веке пах Спасителя прикрыли еще бронзовой тряпочкой.

Третье произведение Микеланджело, правда выполненное не им, а все тем же Пьетро Урбано, но по проекту мастера, — надгробие Чеккино Брачи в церкви Санта-Мария ин Арачели. Это классически строгое, красивое и скромное мраморное произведение поставлено в 1544 году над останками шестнадцатилетнего юноши, ученика и, очевидно, возлюбленного почти семидесятилетнего скульптора. По крайней мере, об этом можно судить по сорока эпитафиям, которые попросил скульптора сочинить дядя умершего и заказчик его надгробия.  


Церковь Санта-Мария ин Арачели

Одна из старейших церквей Рима, построена на месте храма Юноны, освящена в конце XII века. Храм заполнен достопримечательностями и святынями, здесь находятся мощи святой Елены и многочисленные усыпальницы знати. Но главный объект притяжения верующих — Санто-Бамбино, копия чудо­творной фигурки младенца Христа. Скромное надгробие Чеккино Брачи, спроектированное Микеланджело, здесь легко не заметить.


Церковь Санта-Мария сопра Минерва

Во всех путеводителях отмечена как единственный в Риме храм в готическом стиле. Принадлежит она ордену доминиканцев. Фасад ее настолько скромен и лаконичен, что на нем в наши дни часто демонстрируют световые шоу. Но внутри церковь необыкновенно красива, особенно синий с золотом сводчатый потолок. Двухметровая мраморная фигура Христа с крестом резца Микеланджело стоит у ступенек, ведущих к хорам.


Церковь Сан-Пьетро ин Винколи

Для поклонников Микеланджело эта церковь — святыня. Здесь находится одна из лучших в мире скульптур — статуя Моисея, центр гробницы папы Юлия II, самой долгой работы гения. Но для христиан здесь свои объекты поклонения — цепи, которыми при царе Ироде Агриппе был скован в темнице святой Петр, в их честь и назван храм. Цепи первоначально состояли из двух фрагментов, которые чудесным образом со­единились в Риме.


Пьяцца дель Кампидольо

Площадь Капитолия — центр города со времен Античности, преображенная по проекту Микеланджело. Чтобы придать ей трапециевидную форму, к двум существовавшим на ней дворцам был пристроен третий. Сегодня в них находятся мэрия и Музеи Капитолия с коллекцией античной скульптуры. Кордоната — лестница, открывающая дорогу на Ватикан, — тоже творение Микеланджело с античными статуями Диоскуров.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+