Андрей Кончаловский: «Создание прекрасного из ничтожного — вот чем занимается художник»

Режиссер Андрей Кончаловский незадолго до выхода в российский прокат фильма «Грех» о Микеланджело рассказал нам о детстве в семье художника, финансовом состоянии гения эпохи Возрождения и своих следующих проектах

Андрей Кончаловский. Фото: Светлана Лисичникова
Андрей Кончаловский.
Фото: Светлана Лисичникова

В последний день 14-го Римского кинофестиваля состоялась премьера фильма Андрея Кончаловского «Грех» о нескольких годах жизни великого Микеланджело. В фильме он показан как раз не великим, а почти безумцем с бешеным темпераментом. Он живет по законам своего жестокого века, вынужденный лавировать между двумя враждующими кланами делла Ровере и Медичи, получая от обоих деньги, но не выполняя заказы, потому что берет на себя неподъемные обязательства. В фильме его несколько раз называют divino — божественный, но гениальность Микеланджело раскрывается только в финале, когда камера с восхищением, медленно и подробно, рассматривает великие скульптуры. И зрители следят за тем, как персонажи, которых они видели на экране, превращаются в божественные образы Спасителя, Девы Марии, Моисея и Давида. После премьеры Андрей Кончаловский ответил на несколько вопросов нашей газеты.

Роль Микеланджело исполнил итальянский актер Альберто Тестоне. Фото: Саша Гусов
Роль Микеланджело исполнил итальянский актер Альберто Тестоне.
Фото: Саша Гусов

Вы внук художника, росли среди картин. Понимание искусства пришло к вам в детстве или позже?

Знаете, искусство никогда меня не покидало. Я учился много лет музыке, родители хотели, чтобы я стал музыкантом. Мне очень повезло: тот культурный бульон, которым меня тогда кормили, до сих пор питает. Что касается искусства как средства выражения, то это другое. Чем отличается культурный человек от некультурного? Тем, что он может наслаждаться вещами, которыми другой наслаждаться не может. Это как знание языка: кто знает арабский — может читать Коран, кто знает фарси, тот может в подлиннике читать Фирдоуси. То есть люди получают другие возможности. Культура обогащает жизнь, и больше ничего.

Но любовь к старому искусству часто приходит с годами…

Нет-нет, восприятие искусства приходит с воспитанием. Я жил в культурной среде бубнововалетовцев, я понимаю, чем Сезанн отличается от Делакруа, и это отдельное удовольствие. Вот если человек никогда не ел гречневой каши, то он думает: что это за грязь? Человек, не пробовавший икры, вряд ли будет скучать по ней. Так и с искусством.

Кадр из фильма «Грех». Фото: Саша Гусов
Кадр из фильма «Грех».
Фото: Саша Гусов

Когда я смотрела ваш фильм, то мне все время приходили на ум строки Пушкина…

Вот видите, ваши культурные ассоциации связаны с вашим культурным уровнем.

Так вот, «пока не требует поэта к священной жертве Аполлон», то «меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он» — такой в «Грехе» Микеланджело. Эти пушкинские максимы у вас в подсознании застряли или вы осознанно именно так выстраивали образ?

Ну откуда же я могу это знать? Если бы я разбирался в своем подсознании, оно перестало бы быть подсознанием. Один мудрейший человек — я не буду его называть — сказал мне, посмотрев фильм: «Это у тебя, как у пророка Иеремии: если ты из ничто можешь сотворить прекрасное, ты будешь как уста мои». Создание прекрасного из ничтожного — вот чем занимается художник.

Но вы, как мне кажется, очень заземлили Микеланджело, а ведь он был интеллектуалом, знал поэзию, писал умные стихи. Это специальное огрубление или вы именно так видите титана Возрождения?

Если так вижу, значит, специально. И вам только кажется, что он заземлен. Он же бесконечно цитирует Данте, ищет его дух.

В российский прокат фильм «Грех» выйдет 14 ноября. Фото: Саша Гусов
В российский прокат фильм «Грех» выйдет 14 ноября.
Фото: Саша Гусов

Но он же в рубище у вас полкартины ходит.

Да он в рубище и ходил! Если уж на то пошло, то он никогда не мылся, спал в сандалиях в одной постели с учениками. Но дело не в этом. Тогда жизнь была гораздо грубее, чем показано у нас. И жизнь Микеланджело в частности. Но он же был человеком, а у каждого человека есть земная сторона. Были, конечно, совсем неземные люди вроде Блаженного Августина, но они и считались святыми, были не от мира сего. А Микеланджело был вполне от сего мира. Мало того, есть книжка «Богатство Микеланджело». Это очень интересно. Американский ученый (Рэб Хэтфилд. — TANR) потратил годы на то, чтобы собрать сведения обо всех денежных аферах Микеланджело: сколько заплатили, сколько потратил.

Премьера картины Андрея Кончаловского «Грех» состоялась 27 октября в рамках Международного римского кинофестиваля. Фото: Саша Гусов
Премьера картины Андрея Кончаловского «Грех» состоялась 27 октября в рамках Международного римского кинофестиваля.
Фото: Саша Гусов

Эти финансовые махинации и скупость гения отражены в фильме, что неожиданно.

Так вот, когда Микеланджело умер (а жил он очень скромно), у него под кроватью нашли 80 тыс. флоринов — это 280 кг золота. Леонардо да Винчи за всю жизнь заработал 9 тыс. флоринов. Микеланджело был мультимиллиардер, что очень интересно! Во-первых, это очень земное, во-вторых, это ни в коем случае не противоречит его гению. Мне нравятся такие черты, человеческие слабости, и я его люблю за них. Он обкрадывал богатейших мира сего — и правильно делал, у них слишком много денег!

Андрей Кончаловский. Фото: Продюсерский центр Андрея Кончаловского
Андрей Кончаловский.
Фото: Продюсерский центр Андрея Кончаловского

Одна из главных сюжетных линий «Греха» — про мраморную глыбу, которую каррарские каменотесы под напряженным вниманием зрителей — сорвется, не сорвется — спускают с горы. Понятно, что это еще и метафора. А у вас есть такая мраморная глыба, замысел, который ждет своего воплощения?

Да не одна! У меня на очереди четыре-пять проектов, которые живут годами. Рахманинов живет со мной уже 35 лет. Я все дописываю и переписываю сценарий. Если я не сниму фильма о Рахманинове, никто не снимет. Потому что никто не знает того, что знаю я. О Рахманинове мне рассказывали люди…

…которые его знали?

Которые стригли его перед смертью! Федор Федорович Шаляпин, сын Федора Ивановича, стриг Рахманинова перед смертью, и Сергей Владимирович ему сказал: «Ну, Федя, ты стрижешь меня последний раз в моей жизни». У меня, как у него, Микеланджело, проектов больше, чем я могу сделать.

Фильм «Грех» выходит в российский прокат 14 ноября.

Самое читаемое:
1
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+