18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Sotheby’s вернул себе половину компенсации, выплаченной покупателю поддельного Халса

Лондонская инвестиционная компания Fairlight Art Ventures должна будет выплатить более $5,3 млн аукционному дому, который ранее компенсировал американскому клиенту полную стоимость произведения

Коммерческий суд в Лондоне 11 декабря постановил, что инвестиционная компания Fairlight Art Ventures наравне с Sotheby’s несет ответственность за уже выплаченную аукционным домом компенсацию американскому клиенту, купившему картину якобы кисти Франса Халса, которую позднее объявили «современной подделкой».

Судья Робин Ноуэлс поддержал требование Sotheby’s и подчеркнул, что «аукционный дом во всех обстоятельствах действовал в соответствии с условиями контракта». Согласно постановлению суда, Fairlight должна выплатить Sotheby’s $5,375 млн плюс проценты и издержки.

В 2016 году Sotheby’s в полном объеме компенсировал компании сиэтлского коллекционера Ричарда Хедрина EPC Nevada $11,75 млн, которые она заплатила за предположительно поддельную картину. EPC Nevada приобрела работу в 2011 году у британского арт-дилера Марка Вайса в частной сделке, заключенной через аукционный дом. Комиссия Sotheby’s составила 5% от цены картины.

Суд разбирал иск Sotheby’s против Вайса и Fairlight в минувшем апреле. Аукционный дом требовал вернуть ему средства, выплаченные EPC Nevada. Незадолго до начала слушаний Вайс заключил с Sotheby’s мировое соглашение на сумму $4,2 млн.

В 2010 году британский дилер и Fairlight приобрели картину за €3 млн у Джулиано Руффини, гражданина Франции, проживающего в Северной Италии. В тот же период Лувр, объявивший произведение «национальным достоянием», пытался купить его за €5 млн. В минувшем мае французский суд, рассматривавший дело о нескольких предположительно поддельных работах старых мастеров, выдал ордер на арест Руффини, его сына и местного художника. Сейчас законность этих ордеров оспаривается в итальянском апелляционном суде.

В 2016 году обеспокоенный сообщениями о ведущемся во Франции расследовании Sotheby’s предложил Хедрину сдать его картину на анализ в криминалистическую лабораторию. Результаты показали наличие пигментов ХХ века глубоко внутри красочного слоя и под ним. Но Вайс и Fairlight заявили, что у аукционного дома нет ни обусловленных контрактом, ни логических оснований для расторжения сделки. Более того, по словам представителей Fairlight, их компания действовала как инвестор, а не как «партнер» британского дилера, а потому не может нести ответственность за какие-либо финансовые потери Sotheby’s.

Кроме того, они поставили под сомнение результаты анализа, проведенного в лаборатории Orion Analytical, подчеркнув, что Sotheby’s купил ее всего несколькими месяцами ранее, а затем нанял ее основателя Джеймса Мартина для создания научно-исследовательского отдела. На апрельских слушаниях Мартин бурно возмутился, когда адвокат Fairlight Ричард Уилсон назвал его «предвзятым экспертом». Он сказал, что никогда и подумать не мог о том, чтобы изменить результаты исследований ради интересов клиентов, и вновь заявил о своей уверенности в том, что портрет был «создан в ХХ веке».

Британский судья не усмотрел нарушений в работе Мартина. Он также подчеркнул, что заключение «не определяет, является ли картина подлинником Франса Халса или нет». В свою очередь, Марк Вайс, отметив, что судья не нашел «заслуживающими порицания» какие-либо действия его галереи в деловых отношения с Fairlight, незамедлительно заявил, что «саму картину также не следует упускать из виду» и что он по-прежнему «уверен в ее подлинности».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+