18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров

Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже грозит арест) продавал на крупнейших мировых аукционах

На севере Италии карабинеры арестовали 61-летнего художника Лино Фронджиа. Сейчас он находится в заключении в городе Реджо-Эмилия в ожидании перевода в Париж, где его допросят следователи и судья, уже пять лет ведущие расследование, связанное с продажами полотен старых мастеров сомнительного авторства.

Суд также выдал ордер на арест живущего неподалеку от Реджо-Эмилии гражданина Франции Джулиано Руффини, который за последние несколько десятилетий продал десятки картин на общую сумму в несколько миллионов евро. Руффини, называющий себя коллекционером, отрицает все обвинения. Он заявил The Art Newspaper, что подлинность всех проданных им картин старых мастеров была подтверждена кураторами и специалистами.

В скандале замешаны крупные музеи, такие как Лувр, лондонская Национальная галерея и нью-йоркский Метрополитен-музей, известные дилеры, в числе которых Марк Вайс и Конрад Бернхаймер, а также аукционные дома. Дело сложное и запутанное, состоящее из многих историй, которые теперь связаны воедино именами обвиняемых.

Например, в 2017 году аукционный дом Sotheby’s компенсировал $840 тыс. покупателю полотна, изображающего святого Иеронима, которое было продано как подлинник Пармиджанино на нью-йоркских торгах в 2012 году. Сообщается, что анализ, проведенный в лаборатории Джеймса Мартина Orion Analytical, расположенной в Уильямстауне, штат Массачусетс, якобы обнаружил современные пигменты в красочных слоях полотна и под ними. Позднее на картину наложили арест и отправили ее в Париж, где она присоединилась к другим произведениям, в числе которых «Венера» якобы кисти Лукаса Кранаха, которую князь Лихтенштейна приобрел за €7 млн. Ее конфисковали во время выставки коллекции князя на юге Франции в 2015 году. Судебная экспертиза, проведенная в лаборатории музеев Франции, показала, что это тоже подделка. Джулиано Руффини и куратор лихтенштейнской коллекции Йохан Крефтнер заявили о своем несогласии с этим заключением. 

Еще пример: портрет, приписываемый Францу Халсу и проданный коллекционеру из Сиэтла Ричарду Хедрину за $11 млн в частной сделке при посредничестве Sotheby’s, также объявлен «современной подделкой» специалистами лаборатории Orion. Аукционный дом компенсировал покупателю полную стоимость картины. Ее продавец, дилер Марк Вайс, заключивший с Sotheby’s мировое соглашение на сумму $4,2 млн и поэтому вышедший из разбирательства, по-прежнему утверждает, что это подлинник.

Есть и более свежие находки, которые помогли приблизиться к источнику спорных работ. В мае 2018 года полиция изъяла полотно, изображающее святого Франциска, которое художник Лино Фронджиа дал во временное пользование на выставку Эль Греко в Тревизо. Картину перевезли в Париж, и на требование вернуть ее французский суд ответил отказом. Фронджиа отрицает, что это подделка. Его поддерживает бывший заместитель секретаря Министерства культуры Италии, куратор (устраивал выставку Антонио Лигабуэ в Москве) Витторио Згарби, который заявил, что может «поручиться в том, что это подлинник Эль Греко», и осудил «абсурдное расследование, которое ведут глупцы во Франции». Интересно, что в 2008 году Згарби не стесняясь хвалил своего друга Фронджиа за то, что тот написал голову Христа так искусно, что Руффини продал ее Фонду Корреджо как произведение Корреджо. Хотя Фронджиа и признает, что является автором ряда копий и пастишей, в числе которых есть изображение Христа в стиле Корреджо, он отрицает свое авторство именно этого произведения и утверждает, что никогда не продавал свои копии с работ старых мастеров.

Лино Фронджиа родился в 1958 году в Монтеккьо и окончил Академию изящных искусств в Болонье. Он пишет модернистские работы, вдохновляясь «магическим реализмом» Де Кирико, которые выставляет в местных галереях. Кроме того, он создает искусные копии произведений старых мастеров. В числе последних — монументальное «барочное» «Успение Богородицы», которое он написал для церкви в городке Ното под Сиракузами, когда ее реставрировали после землетрясения. Работа была выполнена по заказу Витторио Згарби, который назвал Фронджиа «величайшим из ныне живущих старых мастеров».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+