The Art Newspaper Russia
Поиск

Антонио Лигабуэ, любивший зверей и мотоциклы

«Итальянским ван Гогом» называли художника, ретроспектива которого открывается в Музее современной истории России

Антонио Лигабуэ (1899–1965), ретроспектива которого открывается в Москве, называют «итальянским ван Гогом» — за экспрессивность манеры письма и буйство красок. Похожи они с ван Гогом и судьбами: оба — одиночки и изгои, весь накал своих страстей изливавшие на холст. Но ван Гог хотя бы учился на художника, да и брат Тео худо-бедно его поддерживал. Жизнь Лигабуэ была куда трагичнее. Родился у итальянки-эмигрантки в Цюрихе, отец неизвестен. Хотя и родную мать он вряд ли запомнил: в двухлетнем возрасте его усыновила бездетная швейцарская пара. 

И, как вскоре выяснилось, превратила свою жизнь в кромешный ад: учеба Антонио не давалась, со сверстниками он не ладил. А в 1917 году попал в клинику для душевнобольных. Туда Лигабуэ возвращался не раз, но уже в Италии, куда приехал в 1919 году, высланный из Швейцарии после жалобы приемной матери, якобы для прохождения военной службы. Так он, без языка, профессии и денег, оказался в Гуальтьери — городке на берегу реки По в провинции Реджо-Эмилия. Вел жизнь бомжа: ночевал где придется, а днем бродил по заболоченным берегам По и рисовал как мог и на чем попало, пока не встретил скульптора Марино Маццакурати, разглядевшего в нем талант и научившего работать маслом. Это был 1928 год. А дальше картины, которые писал Лигабуэ, с домашними животными или терзающими жертву хищниками на фоне экзотических зарослей, а позже — заболоченных пейзажей Паданской долины, стали даже покупать. 

Тут, конечно, вспоминается другой самоучка — Таможенник Руссо, но хищники у Лигабуэ куда страшнее, они словно альтер эго художника, таким образом защищавшегося от враждебного мира. Он даже рычал и выл, входил в образ зверя, работая над картиной, наносил себе увечья (как здесь не вспомнить ван Гога с его отрезанным ухом!), следы которых видны на автопортретах. Из-за членовредительства Лигабуэ в 1940-м второй раз попал в психлечебницу, откуда его забрал местный скульптор, дав возможность работать в своей мастерской. Третий раз оказавшись в клинике, Лигабуэ вышел оттуда в 1948 году и жил в приюте для бездомных, продолжая писать зверей и много автопортретов  — беспощадно правдивых и одновременно трогательно беззащитных. 

В конце 1950-х к Лигабуэ пришел успех. Его стали выставлять и покупать. Появились и деньги, которые он тратил как ребенок: завел лимузин с водителем и 12 мотоциклов (!). Они Лигабуэ и погубили: случилась авария, его разбил паралич, а через два года он умер. Дальше началась уже другая история — настоящего признания. Остается добавить, что московскую выставку организовали Фонд и архив Антонио Лигабуэ (Парма), Институт итальянской культуры в Москве, а ее кураторы — биограф художника Марцио Даль Акуа и известный художественный критик Витторио Згарби. 

Музей современной истории России
Антонио Лигабуэ. Зеркало души
До 20 мая

Просмотры: 6309
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
На ВДНХ за фальшстеной нашли горельеф
Композиция «Праздничный Ленинград» была найдена при реставрации павильона «Оптика».
14 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Мировые арт-ярмарки могут перенести еще на год
В первой половине 2020 года из-за пандемии продажи искусства упали на 36%, и галереи были вынуждены сократить штат в среднем на треть. Оптимизм в отношении следующего года тоже тает на глазах.
14 сентября 2020
5
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
6
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
7
Шедевры Мельникова в ожидании заботливых рук
В год 130-летия великого конструктивиста Музей архитектуры привлек внимание к четырем зданиям его авторства, состояние которых может вызывать те или иные опасения.
14 сентября 2020
8
Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»
Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ.
15 сентября 2020
9
Абель Феррара: «Сибирь — это магическое и мистическое пространство»
Американский режиссер Абель Феррара приехал в Москву на премьеру своего фильма «Сибирь» в кинотеатре «Иллюзион», ставшую закрытием The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL. Он рассказал, что для него значит Сибирь и почему кино так похоже на сон
15 сентября 2020
10
Премия Кандинского присоединится к «Инновации» в Нижнем Новгороде
В 2021 году награждение премией станет частью празднования 800-летия города.
14 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru