The Art Newspaper Russia
Поиск

Антонио Лигабуэ, любивший зверей и мотоциклы

«Итальянским ван Гогом» называли художника, ретроспектива которого открывается в Музее современной истории России

Антонио Лигабуэ (1899–1965), ретроспектива которого открывается в Москве, называют «итальянским ван Гогом» — за экспрессивность манеры письма и буйство красок. Похожи они с ван Гогом и судьбами: оба — одиночки и изгои, весь накал своих страстей изливавшие на холст. Но ван Гог хотя бы учился на художника, да и брат Тео худо-бедно его поддерживал. Жизнь Лигабуэ была куда трагичнее. Родился у итальянки-эмигрантки в Цюрихе, отец неизвестен. Хотя и родную мать он вряд ли запомнил: в двухлетнем возрасте его усыновила бездетная швейцарская пара. 

И, как вскоре выяснилось, превратила свою жизнь в кромешный ад: учеба Антонио не давалась, со сверстниками он не ладил. А в 1917 году попал в клинику для душевнобольных. Туда Лигабуэ возвращался не раз, но уже в Италии, куда приехал в 1919 году, высланный из Швейцарии после жалобы приемной матери, якобы для прохождения военной службы. Так он, без языка, профессии и денег, оказался в Гуальтьери — городке на берегу реки По в провинции Реджо-Эмилия. Вел жизнь бомжа: ночевал где придется, а днем бродил по заболоченным берегам По и рисовал как мог и на чем попало, пока не встретил скульптора Марино Маццакурати, разглядевшего в нем талант и научившего работать маслом. Это был 1928 год. А дальше картины, которые писал Лигабуэ, с домашними животными или терзающими жертву хищниками на фоне экзотических зарослей, а позже — заболоченных пейзажей Паданской долины, стали даже покупать. 

Тут, конечно, вспоминается другой самоучка — Таможенник Руссо, но хищники у Лигабуэ куда страшнее, они словно альтер эго художника, таким образом защищавшегося от враждебного мира. Он даже рычал и выл, входил в образ зверя, работая над картиной, наносил себе увечья (как здесь не вспомнить ван Гога с его отрезанным ухом!), следы которых видны на автопортретах. Из-за членовредительства Лигабуэ в 1940-м второй раз попал в психлечебницу, откуда его забрал местный скульптор, дав возможность работать в своей мастерской. Третий раз оказавшись в клинике, Лигабуэ вышел оттуда в 1948 году и жил в приюте для бездомных, продолжая писать зверей и много автопортретов  — беспощадно правдивых и одновременно трогательно беззащитных. 

В конце 1950-х к Лигабуэ пришел успех. Его стали выставлять и покупать. Появились и деньги, которые он тратил как ребенок: завел лимузин с водителем и 12 мотоциклов (!). Они Лигабуэ и погубили: случилась авария, его разбил паралич, а через два года он умер. Дальше началась уже другая история — настоящего признания. Остается добавить, что московскую выставку организовали Фонд и архив Антонио Лигабуэ (Парма), Институт итальянской культуры в Москве, а ее кураторы — биограф художника Марцио Даль Акуа и известный художественный критик Витторио Згарби. 

Музей современной истории России
Антонио Лигабуэ. Зеркало души
До 20 мая

Просмотры: 4509
Популярные материалы
1
Дэвид Хокни — самый дорогой живой художник
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке его «Бассейн с двумя фигурами» продан за $90,3 млн.
16 ноября 2018
2
Михаил Шемякин: «Я просто имею наглость рисовать...»
В Московском музее современного искусства открывается выставка Михаила Шемякина. 75-летний художник рассказал о том, что на ней можно будет увидеть, и о своих взглядах на творчество, образование и сегодняшнюю Россию.
19 ноября 2018
3
Москвичам прокрутили «Динамо»
Завершена реконструкция знаменитого стадиона — некогда главной футбольной арены СССР. Стадион считался памятником архитектуры, но это ему не помогло.
15 ноября 2018
4
Русское искусство вписали в овал
Выставка «Сокровища музеев России» в Манеже по-своему понимает русское искусство — в нем почти нет авангарда и вовсе нет неофициального искусства.
16 ноября 2018
5
Топ-10 архитектурных шедевров для главного из искусств
Музей кино уже год как на ВДНХ. А Киноцентр на Красной Пресне, долгие годы бывший его домом и известный сейчас как кинотеатр «Соловей», снесут. Показываем самые интересные музейные проекты для кино и медиаискусства — будущие и уже осуществленные.
16 ноября 2018
6
Как Ольга Хохлова пыталась призвать к порядку Пикассо
На выставке в Пушкинском музее, посвященной отношениям легендарной пары, собрано более 200 экспонатов: живопись, графика, фотографии, мебель и даже фильмы, снятые художником. Многое показывается впервые после открытия семейного архива наследниками.
19 ноября 2018
7
В павильоне России на биеннале в Венеции представят групповую выставку
Состав художников и тему национальной экспозиции, которую покажут на 58-й биеннале современного искусства в Венеции, объявят позже.
14 ноября 2018
8
Рейксмузеум впервые объединит на одной выставке всего Рембрандта из своего собрания
Проект в честь 350-летия со дня смерти художника представит редкую возможность увидеть рисунки и гравюры Рембрандта всех периодов его творчества в сопровождении признанных шедевров — «Ночного дозора» и «Еврейской невесты».
14 ноября 2018
9
Нина Лобанова-Ростовская: «Если бы у нас было больше денег, наша коллекция была бы хуже»
Собрание театральных эскизов — дело жизни Никиты и Нины Лобановых-Ростовских — оказалось в Государственном музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Почему они решили с ним расстаться, рассказала Нина Лобанова-Ростовская.
16 ноября 2018
10
Новые рекорды для трех гигантов американского искусства ХХ века поставлены в Нью-Йорке
На аукционе Christie’s картина Эдварда Хоппера «Рагу по-китайски» продана за $91,9 млн, «Женщина и пейзаж» Виллема де Кунинга ушла за $68,9 млн, «Композиция с красными мазками» Джексона Поллока — за $55,4 млн.
14 ноября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru