18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Суд поставит точку в деле о «Неизвестном» Франса Халса

Sotheby’s вернул американскому коллекционеру $11,2 млн за картину, чья подлинность вызывает сомнения, и теперь судится с инвестором Дэвидом Ковицем

Портрет неизвестного мужчины с подписью Франса Халса оказался в центре судебного дела, которое разбиралось в начале апреля в Коммерческом суде в Лондоне и стало кульминацией давнего правового конфликта между Sotheby’s и лондонским дилером Марком Вайсом.

В 2001-м Sotheby’s, действовавший от лица Вайса, продал картину американскому коллекционеру Ричарду Хедрину за $11,2 млн в частной сделке. Произведение было приобретено у Джулиано Руффини, гражданина Франции, живущего в Северной Италии. Однако позднее Джеймс Мартин, основатель принадлежащей теперь Sotheby’s лаборатории Orion Analytical, заявил, что картина, «вне всяких сомнений, является современной подделкой». Аукционный дом полностью компенсировал Хедрину заплаченные за портрет деньги еще в 2016 году и теперь пытается взыскать убытки с Вайса. Кроме того, Sotheby’s подал иск против лондонской компании Fairlight Arts Venture, которая тоже участвовала в сделке.

Впервые портрет всплыл в парижском Christie’s в ноябре 2007 года, куда его принес Руффини. Позднее он утверждал, что приобрел картину у «бойфренда одного испанского дипломата, умершего на юго-западе Франции». Произведением заинтересовался Лувр, и в октябре 2008-го французское правительство присвоило ему статус национального сокровища. Картину ненадолго отправили в лабораторию национальных музеев Франции, где отметили «замечательную сохранность» полотна, на котором не было обнаружено никаких признаков исправлений, сделанных самим художником, и «почти никаких следов реставрации».

Как бы то ни было, Лувр не смог собрать нужную сумму. Сын Руффини забрал портрет из Christie’s и поместил в хранилище в Париже, где посредник, попросивший не называть его имени, и показал его Вайсу. Руффини рассказал The Art Newspaper, что получил за произведение €3 млн.

Продажа состоялась в июне 2011 года. Картина привлекла внимание Sotheby’s, и его сотрудники показали ее Хедрину, девелоперу из Сиэтла. Тот купил работу за $11,2 млн, из которых $10,7 млн получил Вайс, а комиссия Sotheby’s составила $537,5 тыс.

Проблемы начались после того, как в марте 2016 года полиция конфисковала с выставки на юге Франции полотно якобы кисти Лукаса Кранаха Старшего, ранее тоже принадлежавшее Руффини. Представители нью-йоркского офиса Sotheby’s предложили Хедрину сдать принадлежащий ему портрет на анализ в Orion Analytical. Из лаборатории сообщили, что обнаружили два современных пигмента: фталоцианиновый синий в материале под красочным слоем и титановый белый в самой картине.

До начала судебного разбирательства Вайс заявлял, что не признает результатов их исследования, и настаивал на том, что портрет — «подлинник Халса и одно из великолепнейших произведений, с которыми мне приходилось иметь дело». Он перечислял имена экспертов, «подтвердивших подлинность портрета», в числе которых искусствовед Сеймур Слайв и Питер Бисбур, бывший главный куратор музея художника в Харлеме, заявивший, что «сразу же узнал изящество и свободу Франса Халса». Кроме того, Вайс ставил под сомнение независимость Джеймса Мартина: Sotheby’s купил его лабораторию в разгар конфликта, а затем нанял его для создания своего научно-исследовательского отдела. 

Однако перед судом в Лондоне сам Вайс не выступал, потому что 1 апреля, за десять дней до начала слушаний, заключил мировое соглашение с Sotheby’s на сумму $4,2 млн. Теперь ответчиком по делу остается лишь компания Fairlight Arts Venture, принадлежащая Дэвиду Ковицу. Инвестиционный фонд приобрел портрет совместно с Вайсом в 2010 году за €3 млн у Джулиано Руффини, который находится в центре расследования во Франции, касающегося серии якобы поддельных работ старых мастеров.

На заседании суда в начале апреля Джеймс Мартин вновь повторил, что портрет с подписью Франса Халса «является современной подделкой». Однако адвокат ответчика оспаривал «объективность» позиции Мартина, указывая на то, что он действует в интересах Sotheby’s и не может считаться независимым экспертом. «Я выступаю на стороне научного исследования, которое доказало, что работа выполнена в ХХ веке», — возражал ему Мартин. 

Другой свидетель, ведущий эксперт по Халсу Клаус Гримм, добавил, что никогда не верил в то, что портрет, который не имеет какого-либо достоверного провенанса, мог быть создан Франсом Халсом.

Марк Вайс требует, чтобы Fairlight Arts Venture выплатила половину необходимой суммы Sotheby’s, но Ковиц настаивает на том, что действовал не как «партнер» дилера, а как «финансист», который предоставлял средства на его некоторые приобретения. Между тем аукционный дом хочет вернуть свои деньги, потому требует в суде признать фирму Ковица «совладельцем картины». «Fairlight Arts Venture не была стороной в договоре купли-продажи, поэтому не может нести ответственность за любые потери Sotheby’s», — возражает Ковиц. Судебное разбирательство продолжалось две недели, однако судья оставил за собой решение до лета.

Парадоксально, но сам Руффини не участвует в этом процессе. Руффини постоянно подчеркивает, что он коллекционер, а не дилер, и говорит: «Я всего лишь любитель, я не куратор и не эксперт; это они сказали, что это портрет кисти Франса Халса». 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+