18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Суд поставит точку в деле о «Неизвестном» Франса Халса

Sotheby’s вернул американскому коллекционеру $11,2 млн за картину, чья подлинность вызывает сомнения, и теперь судится с инвестором Дэвидом Ковицем

Портрет неизвестного мужчины с подписью Франса Халса оказался в центре судебного дела, которое разбиралось в начале апреля в Коммерческом суде в Лондоне и стало кульминацией давнего правового конфликта между Sotheby’s и лондонским дилером Марком Вайсом.

В 2001-м Sotheby’s, действовавший от лица Вайса, продал картину американскому коллекционеру Ричарду Хедрину за $11,2 млн в частной сделке. Произведение было приобретено у Джулиано Руффини, гражданина Франции, живущего в Северной Италии. Однако позднее Джеймс Мартин, основатель принадлежащей теперь Sotheby’s лаборатории Orion Analytical, заявил, что картина, «вне всяких сомнений, является современной подделкой». Аукционный дом полностью компенсировал Хедрину заплаченные за портрет деньги еще в 2016 году и теперь пытается взыскать убытки с Вайса. Кроме того, Sotheby’s подал иск против лондонской компании Fairlight Arts Venture, которая тоже участвовала в сделке.

Впервые портрет всплыл в парижском Christie’s в ноябре 2007 года, куда его принес Руффини. Позднее он утверждал, что приобрел картину у «бойфренда одного испанского дипломата, умершего на юго-западе Франции». Произведением заинтересовался Лувр, и в октябре 2008-го французское правительство присвоило ему статус национального сокровища. Картину ненадолго отправили в лабораторию национальных музеев Франции, где отметили «замечательную сохранность» полотна, на котором не было обнаружено никаких признаков исправлений, сделанных самим художником, и «почти никаких следов реставрации».

Как бы то ни было, Лувр не смог собрать нужную сумму. Сын Руффини забрал портрет из Christie’s и поместил в хранилище в Париже, где посредник, попросивший не называть его имени, и показал его Вайсу. Руффини рассказал The Art Newspaper, что получил за произведение €3 млн.

Продажа состоялась в июне 2011 года. Картина привлекла внимание Sotheby’s, и его сотрудники показали ее Хедрину, девелоперу из Сиэтла. Тот купил работу за $11,2 млн, из которых $10,7 млн получил Вайс, а комиссия Sotheby’s составила $537,5 тыс.

Проблемы начались после того, как в марте 2016 года полиция конфисковала с выставки на юге Франции полотно якобы кисти Лукаса Кранаха Старшего, ранее тоже принадлежавшее Руффини. Представители нью-йоркского офиса Sotheby’s предложили Хедрину сдать принадлежащий ему портрет на анализ в Orion Analytical. Из лаборатории сообщили, что обнаружили два современных пигмента: фталоцианиновый синий в материале под красочным слоем и титановый белый в самой картине.

До начала судебного разбирательства Вайс заявлял, что не признает результатов их исследования, и настаивал на том, что портрет — «подлинник Халса и одно из великолепнейших произведений, с которыми мне приходилось иметь дело». Он перечислял имена экспертов, «подтвердивших подлинность портрета», в числе которых искусствовед Сеймур Слайв и Питер Бисбур, бывший главный куратор музея художника в Харлеме, заявивший, что «сразу же узнал изящество и свободу Франса Халса». Кроме того, Вайс ставил под сомнение независимость Джеймса Мартина: Sotheby’s купил его лабораторию в разгар конфликта, а затем нанял его для создания своего научно-исследовательского отдела. 

Однако перед судом в Лондоне сам Вайс не выступал, потому что 1 апреля, за десять дней до начала слушаний, заключил мировое соглашение с Sotheby’s на сумму $4,2 млн. Теперь ответчиком по делу остается лишь компания Fairlight Arts Venture, принадлежащая Дэвиду Ковицу. Инвестиционный фонд приобрел портрет совместно с Вайсом в 2010 году за €3 млн у Джулиано Руффини, который находится в центре расследования во Франции, касающегося серии якобы поддельных работ старых мастеров.

На заседании суда в начале апреля Джеймс Мартин вновь повторил, что портрет с подписью Франса Халса «является современной подделкой». Однако адвокат ответчика оспаривал «объективность» позиции Мартина, указывая на то, что он действует в интересах Sotheby’s и не может считаться независимым экспертом. «Я выступаю на стороне научного исследования, которое доказало, что работа выполнена в ХХ веке», — возражал ему Мартин. 

Другой свидетель, ведущий эксперт по Халсу Клаус Гримм, добавил, что никогда не верил в то, что портрет, который не имеет какого-либо достоверного провенанса, мог быть создан Франсом Халсом.

Марк Вайс требует, чтобы Fairlight Arts Venture выплатила половину необходимой суммы Sotheby’s, но Ковиц настаивает на том, что действовал не как «партнер» дилера, а как «финансист», который предоставлял средства на его некоторые приобретения. Между тем аукционный дом хочет вернуть свои деньги, потому требует в суде признать фирму Ковица «совладельцем картины». «Fairlight Arts Venture не была стороной в договоре купли-продажи, поэтому не может нести ответственность за любые потери Sotheby’s», — возражает Ковиц. Судебное разбирательство продолжалось две недели, однако судья оставил за собой решение до лета.

Парадоксально, но сам Руффини не участвует в этом процессе. Руффини постоянно подчеркивает, что он коллекционер, а не дилер, и говорит: «Я всего лишь любитель, я не куратор и не эксперт; это они сказали, что это портрет кисти Франса Халса». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+