18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Метрополитен-музей демонстрирует уникальную шпалеру после реставрации

№79
Материал из газеты

Шпалера со сценой рыцарского турнира эпохи Раннего Возрождения стала ключевым экспонатом на выставке «Последний рыцарь. Искусство, вооружение и амбиции императора Максимилиана I»

Сучетом размеров, тонкости проработки деталей и оригинальности «Турнирная шпалера Фридриха Мудрого» может претендовать на звание самого эффектного произведения ткацкого искусства, изображающего рыцарский турнир в эпоху Раннего Возрождения. Прибывшая из коллекции Музея изящных искусств французского города Валансьен, она стала одним из ключевых экспонатов на выставке «Последний рыцарь. Искусство, вооружение и амбиции императора Максимилиана I» в нью-йоркском Метрополитен-музее (до 5 января).

Организаторы выставки стремились показать, как император Максимилиан I использовал символическую власть оружия и рыцарства для продвижения своей политики и династических притязаний в Европе. Неудивительно, что ответственный куратор отдела оружия и доспехов Метрополитен-музея Пьер Терджанян захотел привезти именно этот ковер, изображающий состязания перед важными зрителями в ложе, в числе которых дети Максимилиана — Маргарита и будущий король Кастилии Филипп I Красивый.

Участие шпалеры в американской выставке стало возможным благодаря французским реставраторам, которые начиная с апреля 2018-го целый год трудились над ковром. По словам директора Музея изящных искусств Валансьена Венсана Адо, работы обошлись в €130 тыс., из которых 40% оплатил Метрополитен-музей, 25% — правительство Франции, 20% — муниципальные власти Валансьена, а еще 15% составили пожертвования.

В прошлом шпалеру реставрировали много раз; отдельные ее участки переткали, и они выделялись на общем фоне, но при этом ткань сохранила свою целостность. Некоторые швы ослабли, так что ковер держался прежде всего за счет основы. Реставраторы первым делом сняли основу, что позволило рассмотреть оригинальные цвета. Также они удалили крепления для подвески шпалеры и позумент, а затем укрепили края. Чтобы стабилизировать тканую поверхность ковра, понадобилось добавить много новых стежков, а затем ее закрепили на новой основе. Поскольку шпалеру посчитали слишком хрупкой для влажной обработки, было принято решение использовать вакуумную очистку.

Благодаря реставрации стали видны мельчайшие детали. Например, в ложе рядом с принцессой Маргаритой стоит будущий король Франции Карл VIII. Маргарита держит левую руку на правой, демонстрируя обручальное кольцо. Эта деталь помогла Терджаняну датировать шпалеру приблизительно 1490 годом, когда Карл и Маргарита еще были помолвлены (уже в следующем году Карл разорвал эту помолвку и женился на герцогине Бретонской Анне).

Бордюр шпалеры украшен гербами, несомненно относящимися к территориям, подконтрольным курфюрсту Саксонии Фридриху Мудрому, стороннику императора Максимилиана. Это дает основания предполагать, что работа была либо создана по его заказу, либо преподнесена ему в качестве подарка. Ковер, вероятно, выткали в Брюсселе по очень подробному картону. На основании своего исследования Терджанян выдвинул гипотезу о том, что произведение, возможно, создано в честь заключения перемирия между Максимилианом и Францией. При этом эксперт подчеркивает, что в действительности Маргарита, Филипп и Карл никогда не оказывались одновременно в одном месте. «Это не изображение реальных событий, — говорит он. — Зрители турнира персонифицируют разные политические силы — это аллегория». 

«Нельзя воспринимать шпалеру буквально, — утверждает Терджанян. — Ее нужно расшифровывать. Наша выставка во многом связана с преувеличением и реконструкцией. И по-моему, этот ковер — идеальный объект. Один из тех, которые невозможно понять до конца». 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+