18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Метрополитен-музей демонстрирует уникальную шпалеру после реставрации

№79
Материал из газеты

Шпалера со сценой рыцарского турнира эпохи Раннего Возрождения стала ключевым экспонатом на выставке «Последний рыцарь. Искусство, вооружение и амбиции императора Максимилиана I»

Сучетом размеров, тонкости проработки деталей и оригинальности «Турнирная шпалера Фридриха Мудрого» может претендовать на звание самого эффектного произведения ткацкого искусства, изображающего рыцарский турнир в эпоху Раннего Возрождения. Прибывшая из коллекции Музея изящных искусств французского города Валансьен, она стала одним из ключевых экспонатов на выставке «Последний рыцарь. Искусство, вооружение и амбиции императора Максимилиана I» в нью-йоркском Метрополитен-музее (до 5 января).

Организаторы выставки стремились показать, как император Максимилиан I использовал символическую власть оружия и рыцарства для продвижения своей политики и династических притязаний в Европе. Неудивительно, что ответственный куратор отдела оружия и доспехов Метрополитен-музея Пьер Терджанян захотел привезти именно этот ковер, изображающий состязания перед важными зрителями в ложе, в числе которых дети Максимилиана — Маргарита и будущий король Кастилии Филипп I Красивый.

Участие шпалеры в американской выставке стало возможным благодаря французским реставраторам, которые начиная с апреля 2018-го целый год трудились над ковром. По словам директора Музея изящных искусств Валансьена Венсана Адо, работы обошлись в €130 тыс., из которых 40% оплатил Метрополитен-музей, 25% — правительство Франции, 20% — муниципальные власти Валансьена, а еще 15% составили пожертвования.

В прошлом шпалеру реставрировали много раз; отдельные ее участки переткали, и они выделялись на общем фоне, но при этом ткань сохранила свою целостность. Некоторые швы ослабли, так что ковер держался прежде всего за счет основы. Реставраторы первым делом сняли основу, что позволило рассмотреть оригинальные цвета. Также они удалили крепления для подвески шпалеры и позумент, а затем укрепили края. Чтобы стабилизировать тканую поверхность ковра, понадобилось добавить много новых стежков, а затем ее закрепили на новой основе. Поскольку шпалеру посчитали слишком хрупкой для влажной обработки, было принято решение использовать вакуумную очистку.

Благодаря реставрации стали видны мельчайшие детали. Например, в ложе рядом с принцессой Маргаритой стоит будущий король Франции Карл VIII. Маргарита держит левую руку на правой, демонстрируя обручальное кольцо. Эта деталь помогла Терджаняну датировать шпалеру приблизительно 1490 годом, когда Карл и Маргарита еще были помолвлены (уже в следующем году Карл разорвал эту помолвку и женился на герцогине Бретонской Анне).

Бордюр шпалеры украшен гербами, несомненно относящимися к территориям, подконтрольным курфюрсту Саксонии Фридриху Мудрому, стороннику императора Максимилиана. Это дает основания предполагать, что работа была либо создана по его заказу, либо преподнесена ему в качестве подарка. Ковер, вероятно, выткали в Брюсселе по очень подробному картону. На основании своего исследования Терджанян выдвинул гипотезу о том, что произведение, возможно, создано в честь заключения перемирия между Максимилианом и Францией. При этом эксперт подчеркивает, что в действительности Маргарита, Филипп и Карл никогда не оказывались одновременно в одном месте. «Это не изображение реальных событий, — говорит он. — Зрители турнира персонифицируют разные политические силы — это аллегория». 

«Нельзя воспринимать шпалеру буквально, — утверждает Терджанян. — Ее нужно расшифровывать. Наша выставка во многом связана с преувеличением и реконструкцией. И по-моему, этот ковер — идеальный объект. Один из тех, которые невозможно понять до конца». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+