18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж впервые показывает свою коллекцию шпалер

№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

В экспозицию в новой галерее на втором этаже Главного штаба вошло 20 образцов европейского шпалерного ткачества в разных стилях: историзм, модерн и модернизм

Шпалера «Поклонение волхвов». Фирма William Morris & Co., Великобритания.Автор оригинала: Берн-Джонс, Эдуард Коли. Фото: Государственный Эрмитаж
Шпалера «Поклонение волхвов». Фирма William Morris & Co., Великобритания.Автор оригинала: Берн-Джонс, Эдуард Коли.
Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж впервые за всю свою историю показывает коллекцию шпалер ­XIX–XX веков из собственного собрания. Пользовавшиеся огромной популярностью у королевских особ и европейской знати уже в Средние века, шпалеры пережили свою эпоху расцвета в XVI–XVII веках. Именно тогда появились крупные шпалерные мануфактуры, главным образом во Франции и Фландрии, которые обеспечивали своей продукцией всю Западную Европу. Однако с середины XVIII века мода на шпалеры стала сходить на нет, спрос на них упал — не в последнюю очередь из-за дорогого и трудоемкого ручного их производства, на смену которому в XIX веке пришло машинное. Возрождение шпалер началось в конце XIX века, благодаря Уильяму Моррису, который сначала сам освоил ремесло средневекового ткачества, а затем в 1881 году открыл собственную шпалерную мастерскую. В экспозицию в новой галерее на втором этаже Главного штаба вошло 20 образцов европейского шпалерного ткачества в разных стилях: историзм, модерн и модернизм. Из редких — единственная в России шпалера «Поклонение волхвов» из мастерской Уильяма Морриса, вытканная в 1890 году по картону близкого прерафаэлитам живописца и иллюстратора Эдварда Берн-Джонса; серия шелковых шпалер знаменитой французской фирмы Braquenié, заказанная лично Николаем II для Зимнего дворца. Есть среди выставленных и образцы шпалер ХХ века, как недавно поступивший в музейную коллекцию напольный ковер по картону Фернана Леже и абстрактная композиция «Блеск огня» Жана Люрса (1892–1966), автора почти тысячи картонов для шпалер, который, как и Уильям Моррис, стал одним из тех, кто возродил искусство ручного ткачества.

Шпалера «Блеск огня». 1950-е гг. Мастерская Дассонваля. Мануфактура Обюссона, Франция. Автор эскиза: Люрса, Жан. Фото: Государственный Эрмитаж
Шпалера «Блеск огня». 1950-е гг. Мастерская Дассонваля. Мануфактура Обюссона, Франция. Автор эскиза: Люрса, Жан.
Фото: Государственный Эрмитаж

Государственный Эрмитаж
Шпалеры XIX–XX веков
18 сентября – 12 января 2020
www.hermitagemuseum.org

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+