18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Американцы поделились с французами своим Эль Греко, а испанцы — нет

№79
Материал из газеты

В парижском Гран-пале проходит первая большая французская ретроспектива художника

На выставке Доменикоса Теотокопулоса, более известного как Эль Греко (1541–1614), в парижском Гран-пале представлено 76 работ — от ранних, в византийском стиле, созданных им еще на родине, на Крите, до поздних портретов и произведений на библейские сюжеты, написанных в ставшем ему вторым домом городе Толедо в центральной Испании. Эль Греко никогда не был особенно популярен во Франции, и сегодня в ее музеях хранится всего около десятка произведений художника или его мастерской. Учитывая это, а также то, что мадридский Прадо, обладающий самым большим собранием его картин (42 работы), практически приостановил их выдачу за рубеж в связи с празднованием своего 200-летия и серией юбилейных выставок по стране, собрать столь представительную экспозицию в Гран-пале было непросто. 

Пришлось обратиться к собраниям в США, где Эль Греко всегда пользовался большой популярностью и где работы художника стали собирать уже с начала ХХ века, видя в нем предшественника Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Куратор отдела испанской живописи в Лувре Шарлотт Шастель-Руссо и ее коллега Гийом Кьентс заключили договор с Чикагским институтом искусств, куда выставка отправится в следующем году. Американская институция прислала одну из жемчужин своей коллекции — недавно отреставрированное монументальное (четырехметровое) полотно «Успение Богородицы» (1577–1579). Картина, приобретенная в 1904 году в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля американским промышленником Генри Осборном Хавемайером и его женой Луизин, благодаря выставке впервые вернулась в Европу. Кроме того, нью-йоркский Метрополитен-музей отправил в Париж шедевр Эль Греко «Портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевары» (около 1600, также из коллекции Хавемайеров), а вашингтонская Национальная художественная галерея предоставила «Святого Мартина и нищего» (1597–1599). 

В экспозицию вошли и произведения, созданные Эль Греко в Италии, где он прожил несколько лет до 1570 года и испытал сильное влияние Тициана. В их числе — небольшая алтарная картина из Галереи Эстенсе в Модене. На выставке также можно увидеть некоторые из немногочисленных дошедших до нас рисунков художника и одну из его раскрашенных скульптур — обнаженного «Воскресшего Христа» (1595–1598), созданного для госпиталя Таверы в Толедо. Их дополняют произведения из музеев Канзас-Сити, Лондона, Мюнхена, Ньюарка, Филадельфии и из частных коллекций (авторство некоторых работ пока под вопросом). 

Организаторы выставки стремятся уйти от стереотипов, связанных с фигурой Эль Греко: загадочный гений, проклятый художник, безумец-аскет. Например, о широте его интересов свидетельствует представленный Национальной библиотекой в Мадриде том «Жизнеописаний прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» Джорджо Вазари с личными пометками Эль Греко. «Он был эрудитом, настоящим человеком эпохи Возрождения, и мы будем очень рады, если нам удастся немного сместить фокус в эту сторону», — говорит Шастель-Руссо.

Гран-пале
Эль Греко
До 10 февраля 2020

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+