18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Американцы поделились с французами своим Эль Греко, а испанцы — нет

№79
Материал из газеты

В парижском Гран-пале проходит первая большая французская ретроспектива художника

На выставке Доменикоса Теотокопулоса, более известного как Эль Греко (1541–1614), в парижском Гран-пале представлено 76 работ — от ранних, в византийском стиле, созданных им еще на родине, на Крите, до поздних портретов и произведений на библейские сюжеты, написанных в ставшем ему вторым домом городе Толедо в центральной Испании. Эль Греко никогда не был особенно популярен во Франции, и сегодня в ее музеях хранится всего около десятка произведений художника или его мастерской. Учитывая это, а также то, что мадридский Прадо, обладающий самым большим собранием его картин (42 работы), практически приостановил их выдачу за рубеж в связи с празднованием своего 200-летия и серией юбилейных выставок по стране, собрать столь представительную экспозицию в Гран-пале было непросто. 

Пришлось обратиться к собраниям в США, где Эль Греко всегда пользовался большой популярностью и где работы художника стали собирать уже с начала ХХ века, видя в нем предшественника Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Куратор отдела испанской живописи в Лувре Шарлотт Шастель-Руссо и ее коллега Гийом Кьентс заключили договор с Чикагским институтом искусств, куда выставка отправится в следующем году. Американская институция прислала одну из жемчужин своей коллекции — недавно отреставрированное монументальное (четырехметровое) полотно «Успение Богородицы» (1577–1579). Картина, приобретенная в 1904 году в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля американским промышленником Генри Осборном Хавемайером и его женой Луизин, благодаря выставке впервые вернулась в Европу. Кроме того, нью-йоркский Метрополитен-музей отправил в Париж шедевр Эль Греко «Портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевары» (около 1600, также из коллекции Хавемайеров), а вашингтонская Национальная художественная галерея предоставила «Святого Мартина и нищего» (1597–1599). 

В экспозицию вошли и произведения, созданные Эль Греко в Италии, где он прожил несколько лет до 1570 года и испытал сильное влияние Тициана. В их числе — небольшая алтарная картина из Галереи Эстенсе в Модене. На выставке также можно увидеть некоторые из немногочисленных дошедших до нас рисунков художника и одну из его раскрашенных скульптур — обнаженного «Воскресшего Христа» (1595–1598), созданного для госпиталя Таверы в Толедо. Их дополняют произведения из музеев Канзас-Сити, Лондона, Мюнхена, Ньюарка, Филадельфии и из частных коллекций (авторство некоторых работ пока под вопросом). 

Организаторы выставки стремятся уйти от стереотипов, связанных с фигурой Эль Греко: загадочный гений, проклятый художник, безумец-аскет. Например, о широте его интересов свидетельствует представленный Национальной библиотекой в Мадриде том «Жизнеописаний прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» Джорджо Вазари с личными пометками Эль Греко. «Он был эрудитом, настоящим человеком эпохи Возрождения, и мы будем очень рады, если нам удастся немного сместить фокус в эту сторону», — говорит Шастель-Руссо.

Гран-пале
Эль Греко
До 10 февраля 2020

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+