18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ударная сила автопортретов Люсьена Фрейда

№78
Материал из газеты

О чем может рассказать обычный синяк под глазом, показывают на выставке «Автопортреты» в Королевской академии художеств в Лондоне

Мы никогда не узнаем о силе удара, когда Люсьену Фрейду подбили глаз, зато благодаря «Автопортрету с синяком под глазом» (1978) нам точно известны цвет и размер образовавшейся в результате гематомы. Художник написал эту небольшую картину после стычки с таксистом, которая произошла в конце 1970-х. «Забавно, что его первой реакцией стало желание пойти в мастерскую и запечатлеть синяк на холсте, — говорит Андреа Тарсиа, одна из кураторов открывшейся в Королевской академии художеств выставки «Люсьен Фрейд. Автопортреты». — Для него кровоподтек — это всего лишь захватывающий сюжет, достойный того, чтобы его увековечить». 

Картина была продана в 2010 году на аукционе за £2,8 млн и вошла в число 50 работ на нынешней выставке — первой, посвященной автопортретам Люсьена Фрейда и представляющей все его работы в этом жанре, от самой ранней, 1939 года, выполненной в сухой графической манере, до последней, написанной спустя 64 года уже в его знаменитой технике письма экспрессивными пастозными мазками. 

В выдумке и оригинальности и в таком, казалось бы, традиционном жанре, как автопортрет, Фрейду не откажешь. То он в образе античного героя Актеона, то, как в «Спальне в гостинице» (1954) с женской моделью, лежащей в постели, появляется в виде темного, с трудом узнаваемого силуэта на заднем плане, то обыгрывает эффекты своего отражения в зеркале («Отражение в зеркале с двумя детьми», 1965). С возрастом он не скрывает, а, наоборот, подчеркивает следы старения: тяжелые мешки под глазами, обвисшая кожа, как в «Автопортрете-отражении» 2003 года. 

Известно, что Фрейд, по словам Тарсиа, «очень редко и неохотно признавался, какие художники повлияли на него, и его автопортреты — это также ключ к пониманию этого влияния, осознанного и неосознанного». «Так, его ранний рисунок „Ошеломление: автопортрет“ (1948) сразу вызывает в памяти знаменитый автопортрет Гюстава Курбе „Отчаяние“», — приводит пример куратор. 

Большая часть работ на выставке — из частных коллекций, по этой причине редко выставляющихся. В их числе «Натюрморт с зеленым лимоном» (1947), созданный во время поездки в Грецию. На заднем плане Фрейд изобразил себя выглядывающим из-за стены. «Он вообще довольно часто самыми разными путями, исподтишка пробирается в собственные картины», — продолжает Тарсиа. Во «Флоре с синими ногтями на ногах» (2000–2001) тень художника падает на постель модели, а в «Двух ирландцах в районе W11» (1984–1985) на заднем плане к стене прислонены две небольшие картины — версии «Автопортрета с синяком под глазом». 

Королевская академия художеств
Люсьен Фрейд. Автопортреты
До 26 января 2020

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+