Сноудон, Хокни и Фрейд. За что любят эту троицу

№34, июнь 2015
№34
Материал из газеты

Британские шестидесятники: чудаки и трудоголики

David Hockney, "Portrait of an Artist (Pool with Two Figures)", 1972
David Hockney, "Portrait of an Artist (Pool with Two Figures)", 1972

Энтони Армстронг-Джонс (с 1961 года лорд Сноудон) делал фотографии для своей книги Частный взгляд, вышедшей в 1965 году и представившей неожиданно личный взгляд на британскую художественную среду — уютную, маленькую, в которой все знакомы со всеми. В то время занятие искусством было борьбой в не особенно дружественной среде с очень небольшим числом коммерческих галерей, где крупные выставки в галерее Тейт всегда были выставками Художественного совета, а Королевская академия художеств все еще была крайне консервативной. Частный взгляд остается призмой, сквозь которую можно увидеть будущее совершенно обезумевшего мира современного искусства, в котором здравый смысл считается тюльпаноманией XXI века.

На серебристых фотографиях Сноудона все же преобладает несколько более здоровый мир. В коллекции Национальной портретной галереи в Лондоне хранится 300 его снимков. Он был активистом и изобретателем оборудования для людей с ограниченными возможностями, дизайнером, создателем документальных фильмов. Это увлекательная иллюстрированная история светской, интеллектуальной и художественной элиты. Сноудон создал ряд фотоэссе о маргиналах, инвалидах, душевнобольных, стариках. И еще отсылка к таким ранним рискованным предприятиям, как его смелое и оригинальное фотоэссе о Лондоне. Фотографии Сноудона — богатая визуальная история не только светского мира и аутсайдеров, но и художественной среды его времени.

Дэвиду Хокни, еще одному гению из поколения 1960-х, посвящен 793-страничный том А Pilgrim’s Progress (Пути странника), написанный его земляком-йоркширцем Кристофером Саймоном Сайксом, повествование о географических и художественных путях Хокни. Источниками для книги послужила дружба автора с Хокни и его интервью, печатные материалы, от рецензий до каталогов и книг, радио- и телепередачи. Это хорошо написанный, интересный текст. Перед нами проходит занимательная, временами почти неправдоподобная вереница одержимостей Хокни. Это увлечение возможностями новых технологий от факса до iPhone и iPad, работа над масштабными сценическими декорациями для оперы, от Лос-Анджелеса до Глайндборна и Ковент-Гардена. Через всю книгу проходит тема откровенного и острого желания выстроить содержательные отношения с любимыми, с работниками, с друзьями всей жизни. Из-за постоянной поглощенности работой Хокни порой охватывает разрушительная неспособность адекватно реагировать на происходящее. Совершенно человеческая история, при этом высоко поднимающаяся над заурядностью благодаря характеру героя.

Последний в этой плеяде шестидесятников  — Люсьен Фрейд. Его секретарь Дэвид Доусон ранее экспонировал несколько студийных серий Фрейда с фирменным творческим беспорядком. Теперь в книге A Painter’s Progress (Путь художника) мы можем наблюдать выборку фотографий Фрейда, фиксирующих его неустанную решительность и упорство. И только все возрастающая хрупкость, чувствующаяся в этих изображениях, не дала работе поглотить его полностью.
В книге есть ряд откровенных фотографий его дома, производящих сильное впечатление тем, что на них видны принадлежавшие ему произведения, от Родена до Бэкона, плюс знаменитая коллекция Франка Ауэрбаха, работами которого он себя окружал. 

Snowdon: a Life in View. Anthony Armstrong Jones, Graydon Carter, Frances von Hofmannsthal, Tom Ford and Patrick Kinmouth. Rizzoli. 375 с. £50, $85 (твердая обложка). На английском языке

Christopher Simon Sykes. Hockney: the Biography. Vol. 2: А Pilgrim’s Progress. Century. 30 с. £25 (твердая обложка). На английском языке

David Dawson. A Painter’s Progress: a Portrait of Lucian Freud. Jonathan Cape. 275 с. £35 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+