18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галина Маневич: «Мне хотелось распределить наследие Штейнберга по многим музеям»

Дом-мастерская Эдуарда Штейнберга в Тарусе с 2016 года по воле его вдовы Галины Маневич является филиалом ГМИИ им. А.С.Пушкина. В интервью Галина Маневич рассказала, что происходит в этой мастерской сегодня, и о ситуации с наследием художника

Идея сделать мастерскую государственным музеем — ваша собственная?

Никаких конкретных идей по поводу будущего своей мастерской Эдуард Аркадьевич не высказывал, но Тарусу он ощущал как свою родину, и хотя он умер в Париже, но похоронили его, согласно его собственному желанию, в Тарусе. И уже на поминках Леонид Бажанов (искусствовед, художественный руководитель ГЦСИ в 1997–2016 гг. — Прим. ред.) сказал, что было бы неплохо сделать в мастерской музей, чтобы все это «в песок не ушло». И это совпало с моим внутренним ощущением. Мы вместе начали предпринимать какие-то усилия, но дело застопорилось — для ГЦСИ оказалось очень сложным все это документально оформить, «провести решение» через Министерство культуры. В итоге я обратилась с этим предложением в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, и его директор Марина Лошак приняла этот дар, и удалось оформить все документально, и теперь и здание мастерской в Тарусе, и хранившиеся здесь произведения — и Штейнберга, и других художников — собственность музея.

Почему вы решили преподнести такой дар именно Пушкинскому музею, а не, например, Третьяковской галерее? Как происходила передача?

Когда Эдик Штейнберг умер, у меня осталось довольно много его работ. Продавать в частные руки не хотелось, да и не было особой нужды — материально я все-таки более или менее обеспечена благодаря популярности Штейнберга в последние годы. И я поняла, что моя задача — устроить эти произведения в музейные коллекции. Мне хотелось его наследие по многим разным музеям распределить. В Третьяковке была давно сформирована коллекция работ Штейнберга, более того, сотрудники галереи буквально месяца за три до его смерти были у нас и отобрали работы для закупки. А в ГМИИ Штейнберга не было — поэтому я к ним и обратилась. Несколько картин я подарила в Эрмитаж — некоторое время в Главном штабе был зал Эдика (11 вещей), но сейчас, говорят, его что-то не видно, возможно, из-за изменения экспозиции. Я также подарила работы Штейнберга в музей Калуги, в Тарусскую картинную галерею. Также картины и гуаши Штейнберга были мной подарены в Центр Жоржа Помпиду в Париже и в Музей Пикассо в Антибе.

Надо сказать, когда с этим предложением я обратилась в Пушкинский в 2014 году, то буквально через несколько дней в Тарусу приехала Марина Девовна с двумя коллегами, они были в восторге от дома. И стали уже сами хлопотать в Минкульте, чтобы получить разрешение принять дар. Эта история длилась довольно долго — около двух лет шло оформление документов.

Что сейчас происходит в доме-мастерской уже как филиале ГМИИ?

Первоначально музей собирался создать в мастерской арт-резиденцию. Однако потом эта программа была приостановлена — в первую очередь из-за существующих требований пожарной безопасности — например, необходимо вторую лестницу прорубать и тому подобное. Теперь в мастерской Пушкинский музей проводит различные мероприятия, лекции и презентации. А летом, в выходные, мастерская открыта для бесплатного посещения публики как мемориальный музей. В ней — личные вещи Штейнберга, его инструменты, видно, как он жил и работал, есть небольшая интерактивная экспозиция. В популярные туристические маршруты Тарусы музей не входит, так что автобусами людей сюда не возят — все очень камерно и приятно. Подлинных картин, отметьте, в мастерской не осталось — Пушкинский музей вывез в Москву этот дар, всего 23 картины. Здесь, в деревянном доме, неподходящие климатические условия для их хранения, кроме того по регламенту пришлось бы переоборудовать дом с точки зрения безопасности совсем на другом уровне. После того как я передала картины, была организована выставка работ Штейнберга, но они, кажется, нигде пока не висят в постоянной экспозиции (сейчас работа Э.Штейнберга «Композиция. Март» (1975) экспонируется на выставке «Восточный джаз». — Прим. ред.).

На каких условиях вы передали Пушкинскому картины и дом?

Главным и единственным условием моего подарка было издание каталога-резоне наследия Эдика Штейнберга. Я сказала, что это единственное, чего я хочу. В Пушкинском музее его делают — долго и тщательно. Я передала Анне Чудецкой всю имевшуюся у меня информацию, необходимые материалы. Также музей сам ведет работу по розыску недостающих данных и изображений. Сейчас они собрали информацию уже примерно на 1,5 тыс. вещей, а по моим расчетам, в полном каталоге должно быть более 2 тыс. — масло и гуаши большого размера.

При составлении каталога-резоне возникли какие-то проблемы?

Возникают трудности со сбором информации о произведениях в частных собраниях, как в русских, так и в зарубежных. Коллекционеры, которые когда-то давно приобрели работы Эдика, порой даже не понимают, зачем им это нужно — быть включенными в такой каталог. Иногда даже некоторые мои личные знакомые не торопятся предоставить качественные изображения, это странно. Просишь: пришлите репродукцию картины, которая у вас находится, — в ответ молчание. Нет четкого понимания, что им прямая выгода опубликовать произведения, которыми они владеют, в каталоге, который составляется под моим присмотром. Чтобы я прямо засвидетельствовала подлинность произведений, обстоятельства их создания и приобретения. Мне кажется очень странным такое поведение — причем и у русских, и у некоторых западных владельцев. Особенно трудно объяснить это тому, кто давно приобрел за копейки работы Штейнберга и не осознает их истинной ценности: это не настоящие коллекционеры искусства, а случайные владельцы.

Где самые большие лакуны?

Самые большие, разумеется, с ранним творчеством Штейнберга, 1960–70-е годы. Регулярно записывать все, что он делал, я начала, только когда ушла с работы, где-то на рубеже 1970–80-х годов. Тогда мы жили, мечтая хоть что-то продать, дома не было ни копейки. И поэтому, когда в мастерской вдруг кто-то неожиданно возникал днем, меня могло просто не быть дома, и поэтому я не записывала, что Эдик продал и кому. А сам он не мог — у него было другое сознание, не до учета ему было. Тогда это было просто счастье, что хоть что-то кто-то решил приобрести. И вот эти предметы сейчас труднее всего отследить. Советские покупатели в тот период зачастую были все-таки понимающие, небогатые, они могли просто влюбиться в работу. Но ведь приводили достаточное количество и западных граждан — дипломатов, журналистов. И вот это теперь черная дыра. Некоторые даже и не помнят, куда это у них делось, что это вообще такое. А уж их наследников отыскивать и спрашивать…

Пишут ли фальшивые работы под Штейнберга?

Увы, да. Вот, например, в процессе работы над каталогом в Пушкинском музее просто собрали все изображения картин, которые продаются в интернете или просто опубликованы как его произведения. Специалисты собрали около 150 изображений. Статистика оказалась такая: больше половины в нашей картотеке уже была, какие-то работы мы благодаря этому поиску добавили. Около 30 картин мы отнесли в разряд сомнительных: я не могу определенно сказать, это фальшивки или нет, — по фотографии понять не смогла. А вот 15 найденных в интернете мы отсекли совершенно точно, определив их как подделки. До эпохи интернета с подделками я сталкивалась, когда их приносили живьем, прося подтвердить авторство, — это еще с эпохи перестройки началось, когда Штейнберг начал цениться. Проблема такая стоит. То есть вполне вы можете написать: если сейчас кто-то не попадет со своим Штейнбергом в этот каталог-резоне, то потом пусть сам пеняет на себя и доказывает подлинность.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+