18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Очеловеченная геометрия Эдуарда Штейнберга

№50
Материал из газеты

Выставка к 80-летию художника в Московском музее современного искусства

Глядя на реалистично изображенные пейзажи, не сразу понимаешь, кто же автор. Классик второго русского авангарда Эдуард Штейнберг (1937–2012) предстает на выставке в неожиданном ракурсе. При этом куратор Наталия Смолянская, готовившая ее к 80-летию художника, решила показать «всего» Штейнберга — здесь собраны работы 1960–2011 годов. В Московском музее современного искусства решили не ограничиваться самой известной его ипостасью — геометрическими  абстракциями, продолжающими и преображающими супрематические формы Малевича. В рисунках, акварелях, гуашах, коллажах открывается матрица, с которой затем были написаны многие абстрактные полотна.
Это картины-дневники, как их называл сам Штейнберг. Рыбная ловля, возвращение домой — самые обычные действия превращаются в ритуал. Зарисовки происходят в основном из Тарусы — города, где родился художник и где после освобождения из лагеря поселился его отец. Женские образы потом превратятся в птиц и станут частью метафизического натюрморта, а рыбы будут символизировать христианскую веру. Топология выставки, впрочем, не ограничивается Тарусой. Здесь будет показана и графика парижского периода, и зарисовки из деревни Погорелки.

И выставка, конечно же, не ограничится рамками реализма. «Деревенские» сюжеты Штейнберга часто сравнивают с «Крестьянским циклом» Казимира Малевича. И этот диалог возник, конечно, не случайно. Знания о русском авангарде Штейнберг приобрел от своего отца — Аркадия Штейнберга, выпускника Вхутемаса, не только художника, но и поэта, переводчика. Однако если Малевич доводит реалистические сюжеты до космических горизонтов, то Штейнберг, напротив, очеловечивает геометрию. Его метафизические сюжеты при этом десакрализованы подписями в духе Ильи Кабакова, с которым Штейнберг входил в объединение «Сретенский бульвар». Рядом с «портретом» супрематической крестьянки стоит подпись: «Фиса из г. Семёнова». Корни метафизики Штейнберга лежат не в идеях космизма, как у Малевича, но в «земной» христианской религиозности, философии Бердяева и Соловьева, близкой многим художникам неофициального искусства 1960-х.

Один из самых пронзительных сюжетов Штейнберга — «поминальные записки». Удивительно, как в его работах пересекались мир деревенского быта, не утерявшего связи с природой и верой, и современная культура. Художник писал, что стремится «быть почвенником в том смысле, который вкладывал в это слово Достоевский». И именно в деревенских зарисовках и эскизах это стремление читается особенно явно.  

Московский музей современного искусства
Эдуард Штейнберг. «Если в колодце живет вода...»
7 февраля – 19 марта

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+