Очеловеченная геометрия Эдуарда Штейнберга

№50, февраль 2017
№50
Материал из газеты

Выставка к 80-летию художника в Московском музее современного искусства

Фиса из Семёнова. 1988. картон, гуашь. Московский музей современного искусства
Фиса из Семёнова. 1988. картон, гуашь. Московский музей современного искусства

Глядя на реалистично изображенные пейзажи, не сразу понимаешь, кто же автор. Классик второго русского авангарда Эдуард Штейнберг (1937–2012) предстает на выставке в неожиданном ракурсе. При этом куратор Наталия Смолянская, готовившая ее к 80-летию художника, решила показать «всего» Штейнберга — здесь собраны работы 1960–2011 годов. В Московском музее современного искусства решили не ограничиваться самой известной его ипостасью — геометрическими  абстракциями, продолжающими и преображающими супрематические формы Малевича. В рисунках, акварелях, гуашах, коллажах открывается матрица, с которой затем были написаны многие абстрактные полотна.
Это картины-дневники, как их называл сам Штейнберг. Рыбная ловля, возвращение домой — самые обычные действия превращаются в ритуал. Зарисовки происходят в основном из Тарусы — города, где родился художник и где после освобождения из лагеря поселился его отец. Женские образы потом превратятся в птиц и станут частью метафизического натюрморта, а рыбы будут символизировать христианскую веру. Топология выставки, впрочем, не ограничивается Тарусой. Здесь будет показана и графика парижского периода, и зарисовки из деревни Погорелки.

Эдуард Штейнберг, "Апрель месяц", 1986.Бумага, картон, гуашь. Московский музей современного искусства
Эдуард Штейнберг, "Апрель месяц", 1986.Бумага, картон, гуашь. Московский музей современного искусства

И выставка, конечно же, не ограничится рамками реализма. «Деревенские» сюжеты Штейнберга часто сравнивают с «Крестьянским циклом» Казимира Малевича. И этот диалог возник, конечно, не случайно. Знания о русском авангарде Штейнберг приобрел от своего отца — Аркадия Штейнберга, выпускника Вхутемаса, не только художника, но и поэта, переводчика. Однако если Малевич доводит реалистические сюжеты до космических горизонтов, то Штейнберг, напротив, очеловечивает геометрию. Его метафизические сюжеты при этом десакрализованы подписями в духе Ильи Кабакова, с которым Штейнберг входил в объединение «Сретенский бульвар». Рядом с «портретом» супрематической крестьянки стоит подпись: «Фиса из г. Семёнова». Корни метафизики Штейнберга лежат не в идеях космизма, как у Малевича, но в «земной» христианской религиозности, философии Бердяева и Соловьева, близкой многим художникам неофициального искусства 1960-х.

Композиция. 2011. картон, гуашь, карандаш Московский музей современного искусства
Композиция. 2011. картон, гуашь, карандаш Московский музей современного искусства

Один из самых пронзительных сюжетов Штейнберга — «поминальные записки». Удивительно, как в его работах пересекались мир деревенского быта, не утерявшего связи с природой и верой, и современная культура. Художник писал, что стремится «быть почвенником в том смысле, который вкладывал в это слово Достоевский». И именно в деревенских зарисовках и эскизах это стремление читается особенно явно.  

Московский музей современного искусства
Эдуард Штейнберг. «Если в колодце живет вода...»
7 февраля – 19 марта

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+