18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Очеловеченная геометрия Эдуарда Штейнберга

№50
Материал из газеты

Выставка к 80-летию художника в Московском музее современного искусства

Глядя на реалистично изображенные пейзажи, не сразу понимаешь, кто же автор. Классик второго русского авангарда Эдуард Штейнберг (1937–2012) предстает на выставке в неожиданном ракурсе. При этом куратор Наталия Смолянская, готовившая ее к 80-летию художника, решила показать «всего» Штейнберга — здесь собраны работы 1960–2011 годов. В Московском музее современного искусства решили не ограничиваться самой известной его ипостасью — геометрическими  абстракциями, продолжающими и преображающими супрематические формы Малевича. В рисунках, акварелях, гуашах, коллажах открывается матрица, с которой затем были написаны многие абстрактные полотна.
Это картины-дневники, как их называл сам Штейнберг. Рыбная ловля, возвращение домой — самые обычные действия превращаются в ритуал. Зарисовки происходят в основном из Тарусы — города, где родился художник и где после освобождения из лагеря поселился его отец. Женские образы потом превратятся в птиц и станут частью метафизического натюрморта, а рыбы будут символизировать христианскую веру. Топология выставки, впрочем, не ограничивается Тарусой. Здесь будет показана и графика парижского периода, и зарисовки из деревни Погорелки.

И выставка, конечно же, не ограничится рамками реализма. «Деревенские» сюжеты Штейнберга часто сравнивают с «Крестьянским циклом» Казимира Малевича. И этот диалог возник, конечно, не случайно. Знания о русском авангарде Штейнберг приобрел от своего отца — Аркадия Штейнберга, выпускника Вхутемаса, не только художника, но и поэта, переводчика. Однако если Малевич доводит реалистические сюжеты до космических горизонтов, то Штейнберг, напротив, очеловечивает геометрию. Его метафизические сюжеты при этом десакрализованы подписями в духе Ильи Кабакова, с которым Штейнберг входил в объединение «Сретенский бульвар». Рядом с «портретом» супрематической крестьянки стоит подпись: «Фиса из г. Семёнова». Корни метафизики Штейнберга лежат не в идеях космизма, как у Малевича, но в «земной» христианской религиозности, философии Бердяева и Соловьева, близкой многим художникам неофициального искусства 1960-х.

Один из самых пронзительных сюжетов Штейнберга — «поминальные записки». Удивительно, как в его работах пересекались мир деревенского быта, не утерявшего связи с природой и верой, и современная культура. Художник писал, что стремится «быть почвенником в том смысле, который вкладывал в это слово Достоевский». И именно в деревенских зарисовках и эскизах это стремление читается особенно явно.  

Московский музей современного искусства
Эдуард Штейнберг. «Если в колодце живет вода...»
7 февраля – 19 марта

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+