«Портрет Татевосяна» Головина вернется в музей в Грозном

Картина Александра Головина с выставки Василия Поленова в Третьяковской галерее действительно оказалась пропавшей из грозненского музея во время войны

Выставка «Василий Поленов» в Новой Третьяковке. Фото: Софья Багдасарова
Выставка «Василий Поленов» в Новой Третьяковке.
Фото: Софья Багдасарова

Версия о том, что портрет Егише Татевосяна кисти Александра Головина из частной коллекции, представленный на недавно открывшейся в Государственной Третьяковской галерее выставке Василия Поленова, пропал из музея в Грозном во время боевых действий, подтвердилась. Нынешний владелец картины вернет ее в Национальный музей Чеченской Республики.

По этому поводу Третьяковская галерея подготовила следующее официальное заявление:

«По информации, опубликованной в соцсетях и ряде СМИ, в состав выставки Василия Поленова, проходящей в Третьяковской галерее, в раздел „В.Д.Поленов в кругу учеников“ была включена картина ученика Поленова Александра Головина, которая могла ранее принадлежать Национальному музею Чеченской Республики в городе Грозный.

Александр Головин. «Портрет Е.М.Татевосяна в бедуинской повязке». Фото: Сергей Подстаницкий/Facebook
Александр Головин. «Портрет Е.М.Татевосяна в бедуинской повязке».
Фото: Сергей Подстаницкий/Facebook

Незамедлительно после получения этой информации картина под названием „Портрет Е.Татевосяна в бедуинской повязке“ была снята с выставки, помещена в запасник музея, а специалисты Третьяковской галереи начали технико-технологические исследования и архивные изыскания с целью прояснения ситуации и получения всех возможных документальных подтверждений.

После опубликования коллекционером Сергеем Подстаницким первой информации о возможной принадлежности картины собранию музея в городе Грозном сотрудники Третьяковской галереи связались с владельцем картины — последним в череде нескольких, а также с Институтом реставрации им. И.Э.Грабаря, сотрудники которого в 1961 году проводили выездную реставрацию картины.

Каталог выставки. Фото: Багдасарова Софья
Каталог выставки.
Фото: Багдасарова Софья

Третьяковская галерея находится в тесном контакте с дирекцией Национального музея Чеченской Республики и попросила его руководство и специалистов принять участие в работе по установлению истины. Поскольку все архивы музея сгорели во время военных действий, учетная документация на это произведение отсутствует. На настоящий момент в ходе тщательных исследований с использованием современных технических средств на обороте холста и на подрамнике не удалось обнаружить инвентарных номеров Национального музея Чеченской Республики. С учетом публикации этого произведения в 1987 году как принадлежащего собранию музея в Грозном (с которой не были знакомы научные сотрудники Третьяковской галереи, включавшие его в экспозиции временных выставок в 2014 и в 2019 годах), а также свидетельств очевидцев, на которые ссылается в переписке дирекция Национального музея Чеченской Республики, можно с высокой долей вероятности говорить о том, что данная картина А.Головина принадлежит собранию музея в городе Грозном. Настоящий владелец картины в письменной форме подтвердил свое желание передать картину Национальному музею Чеченской Республики.

Государственная Третьяковская галерея, согласовав этот вопрос с Министерством культуры Российской Федерации, готова немедленно организовать передачу картины Александра Головина Национальному музею Чеченской Республики в городе Грозном».

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+