18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Портрет Татевосяна» Головина вернется в музей в Грозном

Картина Александра Головина с выставки Василия Поленова в Третьяковской галерее действительно оказалась пропавшей из грозненского музея во время войны

Версия о том, что портрет Егише Татевосяна кисти Александра Головина из частной коллекции, представленный на недавно открывшейся в Государственной Третьяковской галерее выставке Василия Поленова, пропал из музея в Грозном во время боевых действий, подтвердилась. Нынешний владелец картины вернет ее в Национальный музей Чеченской Республики.

По этому поводу Третьяковская галерея подготовила следующее официальное заявление:

«По информации, опубликованной в соцсетях и ряде СМИ, в состав выставки Василия Поленова, проходящей в Третьяковской галерее, в раздел „В.Д.Поленов в кругу учеников“ была включена картина ученика Поленова Александра Головина, которая могла ранее принадлежать Национальному музею Чеченской Республики в городе Грозный.

Незамедлительно после получения этой информации картина под названием „Портрет Е.Татевосяна в бедуинской повязке“ была снята с выставки, помещена в запасник музея, а специалисты Третьяковской галереи начали технико-технологические исследования и архивные изыскания с целью прояснения ситуации и получения всех возможных документальных подтверждений.

После опубликования коллекционером Сергеем Подстаницким первой информации о возможной принадлежности картины собранию музея в городе Грозном сотрудники Третьяковской галереи связались с владельцем картины — последним в череде нескольких, а также с Институтом реставрации им. И.Э.Грабаря, сотрудники которого в 1961 году проводили выездную реставрацию картины.

Третьяковская галерея находится в тесном контакте с дирекцией Национального музея Чеченской Республики и попросила его руководство и специалистов принять участие в работе по установлению истины. Поскольку все архивы музея сгорели во время военных действий, учетная документация на это произведение отсутствует. На настоящий момент в ходе тщательных исследований с использованием современных технических средств на обороте холста и на подрамнике не удалось обнаружить инвентарных номеров Национального музея Чеченской Республики. С учетом публикации этого произведения в 1987 году как принадлежащего собранию музея в Грозном (с которой не были знакомы научные сотрудники Третьяковской галереи, включавшие его в экспозиции временных выставок в 2014 и в 2019 годах), а также свидетельств очевидцев, на которые ссылается в переписке дирекция Национального музея Чеченской Республики, можно с высокой долей вероятности говорить о том, что данная картина А.Головина принадлежит собранию музея в городе Грозном. Настоящий владелец картины в письменной форме подтвердил свое желание передать картину Национальному музею Чеченской Республики.

Государственная Третьяковская галерея, согласовав этот вопрос с Министерством культуры Российской Федерации, готова немедленно организовать передачу картины Александра Головина Национальному музею Чеченской Республики в городе Грозном».

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+