Картина, пропавшая из чеченского музея, могла попасть на выставку Поленова в Третьяковку

«Портрет Егише Татевосяна» из частной коллекции, возможно, является картиной, числящейся в розыске

Александр Головин. «Портрет Е.М.Татевосяна в бедуинской повязке». Фото: Сергей Подстаницкий/Facebook
Александр Головин. «Портрет Е.М.Татевосяна в бедуинской повязке».
Фото: Сергей Подстаницкий/Facebook

Ретроспектива Василия Поленова, открывшаяся на Крымском Валу во вторник, представила произведения его самого, а также работы художников его круга, в частности полотно, охарактеризованное на этикетке как «Портрет Е.М.Татевосяна в бедуинской повязке» кисти Александра Головина (1890-е, частное собрание, Москва). Именно оно, возможно, является работой, пропавшей из Чеченского республиканского музея изобразительных искусств им. П.З.Захарова во время боевых действий. 

В каталоге грозненского музея аналогичная работа фигурирует как «А.Я.Головин. Араб. Этюд. Х., м. 56 х 46» (инв. № Ж-95). Также, согласно Реестру пропавших, утраченных, похищенных культурных ценностей Министерства культуры РФ, эта картина публиковалась под названием «Портрет индуса» (дата регистрации в реестре — 09.07.2000, регистрационный номер 4350).

По словам известного коллекционера Сергея Подстаницкого, который опознал экспонат и опубликовал по этому поводу обращение в Facebook, он уже один раз видел эту работу в стенах Третьяковской галереи. В 2014 году «Портрет Татевосяна» из частной коллекции был представлен на выставке Александра Головина. Тогда Подстаницкий, по его собственным словам, «посоветовал музейным коллегам довести до сведения владельца истинное происхождение вещи, поскольку она была украдена из Грозненского музея во время боевых действий». «Картину с выставки тут же убрали... но, похоже, ГТГ решила повторно наступить на те же грабли. И сегодня эта картина красуется уже на выставке Поленова!» — пишет коллекционер. 

Более того, в книжной лавке Третьяковской галереи продается каталог «Вернем Грозному музей», где опубликована эта же картина. В беседе с The Art Newspaper Russia Сергей Подстаницкий подтвердил свое заявление. 

На запрос нашего издания из Национального музея Чеченской Республики (являющегося правопреемником Чеченского республиканского музея изобразительных искусств им. П.З.Захарова) ответили, что им известно об этом факте. Однако пока каких-либо комментариев музей давать не будет, хотя проблема и имеющиеся данные переданы на обсуждение в научный совет.

Пресс-служба Третьяковской галереи на запрос нашей газеты сообщила, что информация явилась для музея сюрпризом и сейчас сотрудники занимаются изучением этого вопроса. «Мы не приняли бы данное полотно на выставку, если бы его документы не были на 100% чистыми. В настоящий момент снимать портрет с выставки Поленова мы не собираемся. Данная картина действительно была на выставке Головина в 2014 году. Однако на выставке произведений из чеченского музея, которая проходила в ГТГ до чеченской войны, ее, как мы проверили, не было, то есть в другой имущественной ипостаси этот портрет у нас не находился. Пока мы занимаемся составлением подробной справки о картине и сведением всей имеющейся у нас информации», — рассказала Анна Котляр. 

Чеченский республиканский музей изобразительных искусств им. П.З.Захарова был разграблен во время боевых действий 1994–1996 годов. К этому моменту его коллекция составляла около 4 тыс. предметов, из них почти 1 тыс. картин. Во время первой чеченской войны здание музея было превращено в огневую точку, из окон велся обстрел улиц. Позже оно пострадало от авиационного налета, однако к этому моменту многих произведений искусства внутри уже не было: первыми исчезли коллекции драгметаллов и исторического холодного оружия, картины выносили или, как было видно по оставшимся в музее рамам, вырезали из них ножами. Сотрудники МЧС извлекли из-под завалов здания около 500 картин. Самые пострадавшие были переданы на реставрацию в Москву во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря. По сведениям «Российской газеты», другие были возвращены чеченской стороне — в их числе были работы Петра Захарова, Архипа Куинджи, Франца Рубо. Эта группа произведений пострадала или была утрачена уже во время второй чеченской войны 1999–2000 годов. Позже некоторые из картин были обнаружены на черном рынке и даже в каталогах западных аукционов. На выставке «Сокровища России», прошедшей в московском Манеже в 2018 году, были представлены несколько полотен, вернувшихся в коллекцию грозненского музея. Среди них — «Портрет графа Н.А.Зубова» кисти Степана Щукина (?) и «Натюрморт с медовыми сотами в вазе» Фомы Торопова. Портреты графа Николая Зубова и его жены графини Натальи Зубовой кисти Александра Молинари были сняты с русских торгов Sotheby’s в 2001 году. Картины выставил на аукцион гражданин Франции, добросовестный приобретатель. Позже портреты вернули России. Полотно Франца Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» до сих пор находится на реставрации в Центре им. Грабаря.

Самое читаемое:
1
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
В залах на Крымском Валу представили новую экспозицию отечественного искусства XX–XXI веков
07.06.2021
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
2
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
Телезвезда, ведущий популярных ток-шоу Андрей Малахов рассказал нам о своей коллекции современного искусства, опыте аукциониста, художниках, с которыми интересно, и о мечте превратить родной город Апатиты в тотальный арт-объект
09.06.2021
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
3
Дело Юлии Цветковой продолжается
Проходят судебные слушания по делу Юлии Цветковой. В ее защиту выступили многие художники и люди искусства
08.06.2021
Дело Юлии Цветковой продолжается
4
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи
23.06.2021
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
5
Выставочный дизайн: прорывы и риски
«Мечты о свободе» в Третьяковке, графика Дюрера в Историческом музее и другие выставки: что сегодня происходит в музейном выставочном дизайне, чего следует ждать и чего опасаться
10.06.2021
Выставочный дизайн: прорывы и риски
6
Культура на природе: музейные фестивали в июне
Рассказываем, как провести начало лета с удовольствием. Музеи-усадьбы, парки и просто зеленые лужайки, где в первый летний месяц пройдут культурные мероприятия
04.06.2021
Культура на природе: музейные фестивали в июне
7
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова
11.06.2021
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+