18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картина, пропавшая из чеченского музея, могла попасть на выставку Поленова в Третьяковку

«Портрет Егише Татевосяна» из частной коллекции, возможно, является картиной, числящейся в розыске

Александр Головин. «Портрет Е.М.Татевосяна в бедуинской повязке». Фото: Сергей Подстаницкий/Facebook
Александр Головин. «Портрет Е.М.Татевосяна в бедуинской повязке».
Фото: Сергей Подстаницкий/Facebook

Ретроспектива Василия Поленова, открывшаяся на Крымском Валу во вторник, представила произведения его самого, а также работы художников его круга, в частности полотно, охарактеризованное на этикетке как «Портрет Е.М.Татевосяна в бедуинской повязке» кисти Александра Головина (1890-е, частное собрание, Москва). Именно оно, возможно, является работой, пропавшей из Чеченского республиканского музея изобразительных искусств им. П.З.Захарова во время боевых действий. 

В каталоге грозненского музея аналогичная работа фигурирует как «А.Я.Головин. Араб. Этюд. Х., м. 56 х 46» (инв. № Ж-95). Также, согласно Реестру пропавших, утраченных, похищенных культурных ценностей Министерства культуры РФ, эта картина публиковалась под названием «Портрет индуса» (дата регистрации в реестре — 09.07.2000, регистрационный номер 4350).

По словам известного коллекционера Сергея Подстаницкого, который опознал экспонат и опубликовал по этому поводу обращение в Facebook, он уже один раз видел эту работу в стенах Третьяковской галереи. В 2014 году «Портрет Татевосяна» из частной коллекции был представлен на выставке Александра Головина. Тогда Подстаницкий, по его собственным словам, «посоветовал музейным коллегам довести до сведения владельца истинное происхождение вещи, поскольку она была украдена из Грозненского музея во время боевых действий». «Картину с выставки тут же убрали... но, похоже, ГТГ решила повторно наступить на те же грабли. И сегодня эта картина красуется уже на выставке Поленова!» — пишет коллекционер. 

Более того, в книжной лавке Третьяковской галереи продается каталог «Вернем Грозному музей», где опубликована эта же картина. В беседе с The Art Newspaper Russia Сергей Подстаницкий подтвердил свое заявление. 

На запрос нашего издания из Национального музея Чеченской Республики (являющегося правопреемником Чеченского республиканского музея изобразительных искусств им. П.З.Захарова) ответили, что им известно об этом факте. Однако пока каких-либо комментариев музей давать не будет, хотя проблема и имеющиеся данные переданы на обсуждение в научный совет.

Пресс-служба Третьяковской галереи на запрос нашей газеты сообщила, что информация явилась для музея сюрпризом и сейчас сотрудники занимаются изучением этого вопроса. «Мы не приняли бы данное полотно на выставку, если бы его документы не были на 100% чистыми. В настоящий момент снимать портрет с выставки Поленова мы не собираемся. Данная картина действительно была на выставке Головина в 2014 году. Однако на выставке произведений из чеченского музея, которая проходила в ГТГ до чеченской войны, ее, как мы проверили, не было, то есть в другой имущественной ипостаси этот портрет у нас не находился. Пока мы занимаемся составлением подробной справки о картине и сведением всей имеющейся у нас информации», — рассказала Анна Котляр. 

Чеченский республиканский музей изобразительных искусств им. П.З.Захарова был разграблен во время боевых действий 1994–1996 годов. К этому моменту его коллекция составляла около 4 тыс. предметов, из них почти 1 тыс. картин. Во время первой чеченской войны здание музея было превращено в огневую точку, из окон велся обстрел улиц. Позже оно пострадало от авиационного налета, однако к этому моменту многих произведений искусства внутри уже не было: первыми исчезли коллекции драгметаллов и исторического холодного оружия, картины выносили или, как было видно по оставшимся в музее рамам, вырезали из них ножами. Сотрудники МЧС извлекли из-под завалов здания около 500 картин. Самые пострадавшие были переданы на реставрацию в Москву во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря. По сведениям «Российской газеты», другие были возвращены чеченской стороне — в их числе были работы Петра Захарова, Архипа Куинджи, Франца Рубо. Эта группа произведений пострадала или была утрачена уже во время второй чеченской войны 1999–2000 годов. Позже некоторые из картин были обнаружены на черном рынке и даже в каталогах западных аукционов. На выставке «Сокровища России», прошедшей в московском Манеже в 2018 году, были представлены несколько полотен, вернувшихся в коллекцию грозненского музея. Среди них — «Портрет графа Н.А.Зубова» кисти Степана Щукина (?) и «Натюрморт с медовыми сотами в вазе» Фомы Торопова. Портреты графа Николая Зубова и его жены графини Натальи Зубовой кисти Александра Молинари были сняты с русских торгов Sotheby’s в 2001 году. Картины выставил на аукцион гражданин Франции, добросовестный приобретатель. Позже портреты вернули России. Полотно Франца Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» до сих пор находится на реставрации в Центре им. Грабаря.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+