18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка представляет всего Василия Поленова

№77
Материал из газеты

Выставка претендует на такой же статус и размах, как и предыдущий блокбастер в Третьяковской галерее — ретроспектива Ильи Репина, соученика Василия Поленова по Академии художеств

Выставка Василия Поленова (1844–1927) — юбилейная, к 175-летию со дня рождения. Государственная Третьяковская галерея, как это происходит в последнее время на монографических показах русских классиков, представляет художника большим количеством работ и демонстрирует весь диапазон его творческих проявлений. 

Для Поленова это особенно важно: он писал исторические картины, библейские циклы, лирические пейзажи, работал для театра, по-любительски проектировал, преподавал, а остался в памяти широкой публики автором «Московского дворика» и «Бабушкиного сада» — картин действительно замечательных, поэтичных и красивых, близких нежному русскому сердцу. Интимный пейзаж, признанным мастером которого считается Поленов, действительно самый важный, но далеко не единственный жанр, в котором работал художник. 

Одна из главных тем его живописи — евангельские сюжеты. Серьезно продуманный, принципиально этнографический цикл картин из земной жизни Христа (эскизы для него Поленов писал во время своих путешествий по Палестине, Сирии и Египту) отличается от произведений его современников прежде всего решением образа Спасителя. Как и другие почитатели романа Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», Поленов пишет Христа-человека, подчеркивает телесность, но при этом его картины лишены сюжетного драматизма, а их герой всегда божественно спокоен и идеально вписан в солнечный восточный пейзаж. 

Страданий — ни божественных, ни народных — в картинах Поленова нет. Он говорил, что искусство «должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», потому что жизнь тяжела, «там много пошлости и грязи». 

Поэтому Поленов, участвовавший в русско-турецкой войне, даже с фронта присылал бытовые, а не боевые зарисовки, ведь там было «так ужасно и так просто». Радость же ему приносила сама живопись. Так что не активный, но все же член Товарищества передвижников, Поленов до конца не порывал и с академической традицией. Его большая картина «Христос и грешница», которую Третьяковке предоставил для выставки Русский музей, как раз об этом и свидетельствует. Как и картины на исторические, причем европейские, темы. 

Выставка претендует на такой же статус и размах, как предыдущий большой персональный показ в Третьяковской галерее — Ильи Репина, соученика Поленова по Академии художеств. Они окончили ее одновременно в 1871 году, оба получили золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и отправились в пенсионерскую поездку в Европу, где что-то восприняли из новейших тогда художественных течений. Но, вернувшись, оба продолжали свой путь в направлении, заданном развитием русского искусства, и стали классиками национальной школы живописи.

Новая Третьяковка
Василий Поленов
17 октября – 16 февраля 2020

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+