The Art Newspaper Russia
Поиск

Картине Франца Рубо «Пленение Шамиля» вернут первоначальный облик

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря (ВХНРЦ) вновь занялся многострадальной картиной Франца Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года»

Это полотно, написанное в 1886 году одним из лучших баталистов и серьезно пострадавшее в чеченской войне 1990-х, реставраторам уже приходилось спасать 15 лет назад. Теперь работы будут продолжены, и у произведения есть шанс вернуть свой первоначальный облик.

Сюжет картины отражает одно из знаковых событий российской истории — окончание Кавказской войны, длившейся больше 40 лет. Аул Гуниб — последняя цитадель, которую предводитель горцев имам Шамиль вынужден был сдать русским войскам. Первым из художников отреагировал на это событие живописец Федор Горшельт, бывший его непосредственным свидетелем. Позже писали Гуниб Иван Айвазовский и Илья Занковский.

И все-таки картина Франца Рубо стоит особняком. Полотно размером 2,5х3,5 м входило в серию из 16 картин, посвященных кавказским войнам XVIII– XIX веков. Эту серию художнику заказал тифлисский военно-исторический музей для своего нового здания — храма Славы, строившегося как раз по случаю завершения многолетней кампании. Все картины автор обязан был написать за четыре года, причем предварительные эскизы должна была утверждать специальная комиссия. Рубо обязательства перевыполнил, создав, по разным сведениям, 17 или 19 работ, которые до 1917 года хранились в Тифлисе.

После революции храм Славы, посвященный императорской армии, был закрыт, большая часть картин пропала, и лишь некоторые поступили в государственный музейный фонд. «Взятие аула Гуниб» оказалось в Чечено-Ингушском республиканском краеведческом музее, из которого в 1961 году выделился музей изобразительных искусств. Там картина прошла первую реставрацию: была дублирована на новый холст, расчищена от записей. Сегодня материалы и фотографии той реставрации служат главным источником при проведении нового этапа работ.

Как рассказывает в своей статье художник и бывший директор ВХНРЦ Алексей Владимиров, еще в советское время к этому полотну было особое отношение, для него в музее построили отдельный зал — и даже боевики Джохара Дудаева его берегли. Имам Шамиль до сих пор имеет высочайший авторитет на Кавказе. Возможно, поэтому картина уцелела, в отличие от десятков других экспонатов, варварски разграбленных и уничтоженных в 1990-е.

Музей, находившийся рядом с президентским дворцом в Грозном, боевики превратили в пункт сопротивления, позже его заминировали. МЧС удалось вывезти часть экспонатов, но огромная картина Рубо просто не поместилась в вертолет и осталась в городе. По словам руководителя мастерской масляной живописи ВХНРЦ Надежды Кошкиной, из музея картину чудом вынесли практически без утрат. Ее поместили в ангар, где вскоре случился пожар, но и он не нанес полотну повреждений. Однако затем работу похитили, сняв с подрамника, и долго возили на БТР в смятом, свернутом состоянии. Ее обнаружили лишь в 2002 году при попытке переправить через границу; она была сложена до размера книги и находилась в катастрофическом состоянии. «У Рубо и так довольно уязвимая живопись, — поясняет Надежда Кошкина, — для его работ характерна плохая связь с грунтом, поскольку он делал подготовки акварелью».

Полотно привезли в ВХНРЦ с многочисленными изломами и осыпями по всей поверхности. Был проведен основной этап технической реставрации: консервация красочного слоя, устранение изломов и деформаций, дублирование на новую основу, подведение реставрационного грунта. «Главная сложность состояла в том, что картина большого формата, для работы требовались определенные условия, — рассказывает реставратор Яна Ильменская. — Реставрацией занималась бригада из четырех человек, но в дублировании участвовал весь отдел. Непросто было и найти подходящий дублировочный холст. Требовался очень плотный, чтобы удержать изломы и деформации холста».

Позднее картина отправилась на выставку «Вернем Грозному музей», которая проходила в Третьяковской галерее летом 2002 года; после этого она хранилась в запасниках РОСИЗО. Теперь реставрацию решили довести до конца.

За минувшее время никаких изменений — деформаций или повторения осыпей — не произошло. По словам Ильменской, утра- ты на картине составляют около 45%, так что предстоит художественная реставрация по восстановлению красочного слоя и полное безусловное тонирование утраченной живописи. На это потребуется не меньше трех лет.

Одна из главных сложностей — восстановление портретного сходства героев. Особенно сильно пострадало изображение Шамиля: лицо почти полностью утрачено. При работе над картиной Рубо совершил серию поездок на Кавказ, сделал множество этюдов, изучал документальные свидетельства и воспоминания участников события. Опираясь на собранные материалы, он создал исторически достоверное изображение имама Шамиля и главнокомандующего Кавказской армией, князя Александра Барятинского. «Нам предстоит отыскать этюды Рубо, сохранившиеся репродукции и фотографии картины, возможно, другие изображения Шамиля», — пояснила Яна Ильменская. В отличие от имама, лицо Барятинского пострадало гораздо меньше.

Что будет с работой Рубо после реставрации, пока не известно. Не исключено, что она вернется в грозненский музей, ведь в этом году город отмечает свое 200-летие и старается восстановить утраченные некогда очаги культуры.

Просмотры: 743
Популярные материалы
1
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
2
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
9
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
10
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru