Месяц музеев

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о вернисажах октября в Москве и мире

Василий Церетели. Фото: МMOMA
Василий Церетели.
Фото: МMOMA

Я октябрь люблю. С наступлением холодов так приятно ходить на выставки и в кино, встречаться с друзьями и партнерами в музейных кафе. Да и, надо признать, октябрь — один из самых перспективных для путешествий сезонов. 

Совершить плавный климатический переход можно, отправившись в Лондон. Там в Тейт Бритен сейчас проходит выставка Уильяма Блейка, а в Королевской академии — амбициозный проект Энтони Гормли. В Нью-Йорк я бы полетел на открытие выставки Роя Лихтенштейна в Музее американского искусства Уитни, где будут представлены его работы на бумаге, связанные с серией Entablatures 1970-х годов. В Музее современного искусства (MoMA) в конце октября откроется интересный проект Уильяма Поупа Л., который как бы задает нам всем вечный вопрос: как заново изобрести то, что под нами, чтобы напомнить нам, откуда мы все? Российским зрителям Уильям Поуп Л. известен как художник, работающий в мультижанровых направлениях — от перформанса до паблик-арта и театра.

Все больше мультидисциплинарных выставок в последнее время появляется и на российской арт-сцене. В октябре наш музей представит сразу несколько таких проектов. Откроет месяц выставка номинантов Премии Кандинского; премия будет вручаться в 12-й раз, в лонг-лист вошли 30 художников. Совместно с фондом RuArts и в рамках XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» мы покажем персональную выставку Йоко Оно «Небо всегда ясное». Ее центральным элементом станут знаменитые «Инструкции» — серия работ, появившихся в 1960-е. «Инструкции» представляют собой эфемерные произведения, иногда ограниченные текстовыми указаниями, иногда принимающие форму объектов, которые как бы ждут активности зрителя. Каждый посетитель может указать на карте место, где должен воцариться мир, дорисовать часть работы, начатой самой художницей, или сыграть в шахматы на доске, все поля которой белые. 

А 22 октября в нашем Образовательном центре откроется выставка, посвященная Дмитрию Владимировичу Брусникину. Уникальный проект развернется на всех этажах здания в Ермолаевском и позволит побывать в мире театрального режиссера, воссоздаст его образ, где соединятся детали биографии, реализованные проекты и так и не успевшие сбыться мечты. Брусникин ушел из жизни в августе 2018 года, всего через несколько месяцев после того, как был назначен на должность художественного руководителя театра «Практика». Над выставкой «Человек размером с дом» работали сразу несколько команд: фестиваля-школы «Территория», театра «Практика», Фестиваля-мастерской имени Брусникина — его друзья, ученики.

Закроет наш выставочный октябрь пятая сессия междисциплинарного интернацио­нального проекта «Удел человеческий». Подробности о нем будут известны совсем скоро, а пока скажу лишь, что среди участников выставки — Павел Альтхамер, Баби Бадалов, Софи Каль, Даниэла Комани, Роее Розен, Анри Сала, Недко Солаков, Петер Фридль.

Кроме выставочных проектов этого октября я искренне рекомендую еще как минимум две культурные активности. В нашем лектории запустился авторский курс по фотографии. Слушатели познакомятся с принципами работы моих любимых фотографов, например Ансела Адамса, Эжена Атже, Уокера Эванса. Тем же, кто совсем не хочет или по каким-то причинам не может выбраться к нам, предлагаю присоединиться к авторской программе музея на радио «Культура». С октября по весну 2020 года мы с нашей командой и приглашенными экспертами будем рассказывать о процессе создания проекта — от идеи до воплощения. Ну а я желаю всем и каждому набраться сил и вдохновения на этот октябрь! 

Самое читаемое:
1
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина
26.05.2022
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
2
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства в скором времени заступит на пост программного директора Фонда V–A–C и московского Дома культуры «ГЭС-2». Пока что она сохранит и свою прежнюю позицию
26.05.2022
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
7
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+