18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алекс Лахман: «Сейчас я живу так: хочу — продаю, а хочу — не продаю»

№76
Материал из газеты

Коллекционер и арт-дилер Алекс Лахман теперь живет в Лондоне, но его хорошо знают как кельнского галериста, и многие помнят в Москве, где он родился и вырос. Он рассказал, как собирал свою коллекцию искусства

Справка

БИОГРАФИЯ
Алекс Лахман
Коллекционер, галерист, арт-дилер

1989 открыл в Кельне Galerie Alex Lachmann. 
На протяжении 15 лет галерея организовала множество выставок, посвященных русскому и интернацио­нальному искусству, в том числе «Нонконформисты сегодня», «Советская фотография 1920–1930-х годов», «Пионеры советской фотографии», «От утопии к утопии. Советский архитектурный авангард 1920–1930-х годов», «Христо. Берлинский Рейхстаг».
Галерея принимала участие в важнейших международных ярмарках. 
Активная выставочная деятельность Galerie Alex Lachmann завершилась 
в начале 2000-х годов. 
С 2007 года Алекс Лахман живет в Лондоне. 

Еще…

Алекс, расскажите, пожалуйста, когда и как вы стали интересоваться искусством и коллекционированием? Это из детства?

Я родился и вырос в типичной коммуналке в старой Москве, недалеко от легендарной Меншиковой башни у Чистых прудов. Дружил с хулиганами: играли в «пристеночек», «напильник», «штандер», пили всякую гадость, курили отвратительные тогдашние сигареты «Прима», самые дешевые. Учился в школе в Сверчковом переулке и, если честно, школу не переносил, все меня там раздражало и было малоинтересно.

Меня всегда тянуло к искусству и собирательству. Когда я был еще совсем ребенком, мой дед подарил мне несколько петровских монет. Разумеется, я тут же в школе поменял эти монеты на колониальные марки. Дедушка любил предметы с историей. У него дома стояла основательная мебель начала века в стиле модерн, из Парижа он привез потрясающую литографию «Моны Лизы» и бисквитную скульп­туру работы Фальконе — эти вещи меня завораживали. 

…В 15 лет стал ходить на лекции по искусству в Пушкинский музей. Там бывали очень симпатичные девочки, но на меня они не смотрели: ни джинсов, ни рубашки «баттен-даун» у меня не было, на Запад у нас в семье никто не выезжал… 
Один раз отец взял меня в гости к своему другу, дяде Володе Дмитриеву. Он был из простой рабоче-крестьянской семьи, капитан первого ранга, ставший очень известным коллекционером. У него дома была одна из лучших коллекций Борисова-Мусатова, Коровина, Левитана… В его квартире было очень красиво: мебель красного дерева, прекрасный ампир… 
Первое, что я начал собирать, были русские иконы. Мне было тогда около 20 лет. Так получилось, что я увидел, как иконы «открывают». Черная доска — и вдруг происходит чудо: оттуда появляется образ! Я познакомился с одним гениальным коллекционером, художником и реставратором, который мне как раз это и показал. Я сразу стал учиться: какой ковчег, какие шпонки. Берешь в руки почерневшую икону и чувствуешь: она!

Позднее я познакомился с художниками, коллекционерами и реставраторами. Москва в те времена была очень «маленьким» городом, и все друг друга знали, встречались в одних и тех же местах: на улице Горького, на пляже в Серебряном Бору, на сейшенах в институтах.

Я стал понемногу собирать иконы. Родители пришли в ужас: «Тебя посадят!» А между тем я начал зарабатывать этим деньги, гораздо большие, чем они. Мог все себе позволить: вставать поздно, обедать в ресторанах, тусоваться по ночам. Карьеру делать я не хотел, в отличие от многих моих знакомых. Но, как и любому в юности, мне казалось, что я способен покорить мир. Очень хотелось увидеть Париж, Нью-Йорк, Рим и Лондон. Мои родители приняли мужественное решение — разрешили мне: «Уезжай!» И я один эмигрировал в Германию. Это был 1981 год.

Как вы стали галеристом и арт-дилером?

Переехав в Германию, я первым делом стал учить язык, ходить по музеям, путешествовать по Европе, а уже через восемь лет открыл в Кельне свою галерею. Дело в том, что я познакомился с некоторыми немецкими коллекционерами, начал работать на них, зарабатывать какие-то деньги. Это было связано и с Россией. Стало ясно, что в России есть много интересных, но недостаточно изученных периодов искусства, которые мало кто тогда знал на Западе: искусство Вхутемаса, советская архитектура 1920–1930-х годов, пионеры советской фотографии. К примеру, Александр Родченко был уже довольно известен и стоил дорого, но, кроме Родченко и Лисицкого, были ведь и другие мастера высокого класса.
Тогда Кельн был центром культурной жизни Европы, но русским искусством занималась только Galerie Gmurzynska. Я активно включился в арт-процесс: стал выставляться на ярмарках Art Basel и Art Cologne, издавать каталоги, делать выставки. 

Мне посчастливилось работать для великого немецкого коллекционера Петера Людвига, который сумел собрать выдающуюся коллекцию американского поп-арта. Кроме того, одна из основных частей его коллекции — это уникальное собрание русского авангарда. Плюс у него одно из самых больших собраний Пабло Пикассо, в особенности позднего. Я собрал ему коллекцию советской модернистской фотографии, и теперь она у него, пожалуй, самая большая в мире. Может быть, только за исключением моей собственной… 

Помогал я и в создании других частных собраний. К примеру, в какой-то степени помог сформировать коллекцию Петра Авена. Может быть, содействовал в этом деле еще паре человек, преимущественно приятелям.

Всем своим коллекционерам и клиентам я говорю одно и то же: для успешного коллекционирования необходимы три предпосылки — наличие денег, информации и вкуса. Разумеется, что, имея деньги, всему остальному можно или научиться, или это приобрести. В принципе, коллекционировать без галерей, без арт-дилеров невозможно. Очень сложно купить самому что-то стоящее, если ты занят еще какой-то другой профессией на постоянной основе. 

Сам я уже давно не занимаюсь галерейной деятельностью. В какой-то момент я понял, что не могу участвовать в этом изматывающем марафоне. На Западе, чтобы завоевать публику и иметь коммерческий успех, ты должен постоянно быть лучшим: удивлять, поражать, шокировать, привлекать внимание. В это все вкладываются дикие деньги: ярмарки, персонал, трансферы. А в результате получается так: если ты делаешь все супер — на это никто не обращает внимания, это в порядке вещей, однако стоит тебе оступиться — вот тут и поднимается шумиха, все дружно осуждают тебя. Так что сейчас я живу так: хочу — продаю, а хочу — не продаю. И при этом занимаюсь некоторыми художественными проектами.

Что для вас является самым любимым и дорогим в вашей коллекции?

У меня много любимых вещей, часть из них находится здесь, в Лондоне. Что касается их стоимости, то обсуждать ее, с моей точки зрения, некорректно. Деньги не всегда определяют ценность того, что мне дорого.  А любимые вещи вы сейчас здесь видите. Вот ранняя «Испанка» Наталии Гончаровой 1916 года. Думаю, такого класса гончаровской «Испанки» нет ни в одном российском музее: в ней еще присутствуют элементы лучизма. Вот еще одна Гончарова — я ее невероятно люблю. Это «Варьете на вокзале» 1912 года, выдающийся образец футуристического искусства. 

Самая любимая фотография из коллекции — это, пожалуй, «Конструктор» Лисицкого, программная его вещь, которая впервые была опубликована на обложке немецкого журнала Foto-Auge 1928 года в качестве своеобразной иконы экспериментального модернизма в фотографии ХХ века. 

Коллекция советского фарфора у меня не такая большая, как у некоторых, но она полноценна, и отдельные экземпляры в ней уникальны. Например, блюдо Александры Щекотихиной-Потоцкой «Социализм», блюдо Зинаиды Кобылецкой «Дух разрушающий есть дух созидающий» (лозунг русского анархиста Михаила Бакунина). Особенно мне интересна тема пропаганды и агитации в искусстве, манипуляции человеческим сознанием с помощью художественных средств. 

Здесь у меня оригинальная деревянная модель Дворца Советов Бориса Иофана, которая находилась в его рабочем кабинете. Это один из самых амбициозных архитектурных проектов в истории советской утопии. 

Сегодня я активно собираю западное современное искусство. На балконе прячется мой старый приятель, работа Энтони Гормли, известнейшего современного британского скульптора. Много лет назад я увидел скульптуры из этой серии, рассеянные по склонам горнолыжного курорта Лех в Австрии. А это Луиз Буржуа. Такой же скульп­турный объект большего размера висит в Тейт Модерн. Вот причудливая работа братьев Чепмен. Очень классная вещь, она мне сразу понравилась. И моей шестилетней дочке Сонечке тоже. «Папа, какой классный череп!» — сказала она. Или вот Грейсон Перри. Это такой котенок. Текст, видите, какой? “I love you. Super rich person”.

Самое ценное произведение китайского искусства в  моем собрании — большой бронзовый Будда XVI века.

Я заинтересовался китайской культурой после путешествия по Тибету. Идеи буддизма оказали очень большое влияние на меня. Эти отдельные предметы китайского искусства нельзя назвать коллекцией. Я плохо в этом разбираюсь, а покупать старый Китай очень дорого.

А в чем специфика собирания именно русского искусства?

Сегодня проблема русского искусства на арт-рынке — в отсутствии качественных работ. Вы удивляетесь, что Петров-Водкин стоит £9 млн? Да таких вещей просто нет на рынке, сколько за них ни заплати! Есть небольшое количество очень богатых россиян, которые собирают первоклассное русское искусство, а произведений выдающихся значительно меньше. Они готовы платить так много просто потому, что другой возможности приобрести подобные вещи уже не будет. 

И еще важен провенанс, особенно русских вещей, подтверждение, что работа настоящая. Наличие экспертиз, в особенности российских, нередко наводит на подозрения, ведь настоящим шедеврам никакие экспертизы не нужны, про них и так все почти досконально известно — от первого и до последнего дня. 

Двадцать лет назад некоторые люди в России начали зарабатывать много денег. Тогда впервые появился рынок искусства, спрос был большой. Потом начались кризисы, и цены на искусство упали. Многие себе понакупили работ весьма низкого качества. Это объясняет тот факт, что сегодня объем рынка искусства в России существенно сократился. Но на Петрова-Водкина и на выдающиеся произведения таких художников, как Малевич, Кончаловский, Лентулов, Дейнека, Ларионов и Гончарова цена никогда не упадет, а будет только расти. Потому что их крайне мало.

Россия становится нормальной цивилизованной страной, а рынок искусства остается нецивилизованным. Нет соответствующего законодательства, нет необходимой инфраструктуры: престижных галерей, транспортных фирм, ярмарок, аукционных домов; у музеев не налажена должная культурная политика в этом отношении. Ввозу культурных ценностей препятствует непродуманное таможенное законодательство. Сложности с российской таможней практически исключили возможность высококачественного рынка в России. Ведь, чтобы продавать здесь вещи, привезенные с Запада, по российскому таможенному законодательству нужно заплатить 20–30%, что означает существенное повышение цены. Было бы хорошо, если бы все происходило как на Западе: показал счет, заплатил разумные 5–7% за ввоз. Если вещи не проданы, то деньги немедленно возвращают. 

В конце концов, все эти предметы останутся в России, и большинство из них, возможно, попадет в музеи, которым нужно налаживать контакты с частными коллекционерами…

Я нередко задумываюсь о том, что будет с моими коллекциями. Коллекция — это набор вещей с какой-то идеей, система, понимаете? Человек может покупать много всего, но это никогда не станет полноценной коллекцией. Возможно, если моя дочь захочет этим заниматься, я буду этому способствовать.

В принципе, в современном мире сейчас очень развита передача частных коллекций музеям — это является одним из двигателей их развития. К сожалению, такого рода ситуация полностью отсутствует в современной России. Объясняю почему. Советское государство считало, что интеллектуальное и художественное достояние нации принадлежит только ему, результат творческой деятельности попросту экспроприировался. Однако важно помнить, что Россия — одна из немногих стран, где почти все создано частными коллекционерами. Это и Третьяковская галерея, и Бахрушинский музей, и Русский музей, и Щукин, и Морозов, и Костаки. Все, чем гордится Россия, изначально находилось в частных руках! Если бы не частные коллекционеры, музейный ландшафт России был бы на уровне стран третьего мира. 

Я вижу свою коллекцию частью музейного собрания, но не думаю, что это произойдет в России. Коллекция должна гармонично вписываться в направление музея. Просто где-то кому-то что-то оставить — неинтересно. Музеям следует понимать, что их будущее — в частных собраниях, и у российских музеев еще слишком много работы в этом направлении. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+