Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее

Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте

Зал Георгия Костаки в Новой Третьяковке. Фото: Софья Багдасарова
Зал Георгия Костаки в Новой Третьяковке.
Фото: Софья Багдасарова

Зал № 6 в Новой Третьяковке на Крымском Валу стал именным залом знаменитого коллекционера Георгия Костаки, собиравшего авангард и произведения советских неофициальных художников. В нем, а также в прилегающих залах № 7, 10 и 25 представлено свыше полусотни произведений из более чем 800, переданных Костаки в музей перед отъездом в Грецию в 1977 году. На презентации экспозиции побывали несколько членов семьи Костаки, включая правнуков, а также посол Греции в РФ.

Зал Георгия Костаки в Новой Третьяковке. Фото: Софья Багдасарова
Зал Георгия Костаки в Новой Третьяковке.
Фото: Софья Багдасарова

Всего в Третьяковскую галерею было передано 142 картины и 692 графические работы. Однако, как рассказала нашему изданию Ирина Пронина, старший научный сотрудник ГТГ, занимающаяся коллекцией Костаки, собрать ее целиком в этих залах было невозможно. Коллекционер обладал исключительным художественным чутьем, и среди собранных им вещей есть картины, которые стали визитными карточками ряда художников. Так что часть дара Костаки по-прежнему украшает залы Филонова, Татлина и других.

Зал Георгия Костаки в Новой Третьяковке. Фото: Софья Багдасарова
Зал Георгия Костаки в Новой Третьяковке.
Фото: Софья Багдасарова

Таким образом, на сегодня здесь представлено около 50 работ, причем экспозиция, что нетипично для Третьяковки, смешанная — это живопись и графика. Также непривычно видеть развеску в несколько рядов. По словам Прониной, это экспериментальный подход к созданию экспозиции, совмещающий классические музейные принципы с ориентацией на личность коллекционера. Среди графических листов, показанных на открытии, — знаменитый автопортрет Малевича (1910), выполненный гуашью и поэтому обычно не представленный в постоянной экспозиции. Ирина Пронина рассказала, что развеску графики будут регулярно менять согласно требованиям к ее сохранности, что позволит представить графическое наследие Костаки во всей полноте. На время выставок живопись будет заменяться работами из фондов. Таким образом, экспозиция будет постоянно эволюционировать.

Отари Кандауров. Портрет Георгия Костаки (1970-1971). Фото: Государственная Третьяковская галерея
Отари Кандауров. Портрет Георгия Костаки (1970-1971).
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала, что идея создания подобной мемориальной зоны возникла у специалистов после ретроспективы «Выезд из СССР разрешить…» к 100-летию Костаки, прошедшей здесь в 2014–2015 годах.

Центральной точкой шпалерной развески на одной из стен зала № 6 стал портрет самого собирателя, преподнесенный его дочерьми Алики и Натальей специально в честь этого события. Живописный портрет кисти Отари Кандаурова (1970–1971) занял место среди полотен авангардистов. Ранее он висел в их семейной гостиной. Директор музея подчеркнула, что это поразительное и крайне отрадное продолжение традиций потомками дарителя.

Зал Георгия Костаки в Новой Третьяковке. Фото: Софья Багдасарова
Зал Георгия Костаки в Новой Третьяковке.
Фото: Софья Багдасарова

Дочь коллекционера Алики Костаки, в свою очередь, поблагодарила ГТГ. «Все эти годы я с огромной болью следила, как выставлялись наши работы за рубежом без указаний, что это дар Костаки галерее», — сказала она, выразив радость по поводу того, что произведениям наконец-то возвращен провенанс. На вопрос нашего издания, чего, по ее мнению, не хватает для увековечивания памяти ее отца, Алики Костаки ответила, что сделано уже практически все возможное и очередь теперь только за изданием каталога-резоне собрания Костаки как единого целого. Планы его публикации уже есть.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+