18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее

Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте

Зал № 6 в Новой Третьяковке на Крымском Валу стал именным залом знаменитого коллекционера Георгия Костаки, собиравшего авангард и произведения советских неофициальных художников. В нем, а также в прилегающих залах № 7, 10 и 25 представлено свыше полусотни произведений из более чем 800, переданных Костаки в музей перед отъездом в Грецию в 1977 году. На презентации экспозиции побывали несколько членов семьи Костаки, включая правнуков, а также посол Греции в РФ.

Всего в Третьяковскую галерею было передано 142 картины и 692 графические работы. Однако, как рассказала нашему изданию Ирина Пронина, старший научный сотрудник ГТГ, занимающаяся коллекцией Костаки, собрать ее целиком в этих залах было невозможно. Коллекционер обладал исключительным художественным чутьем, и среди собранных им вещей есть картины, которые стали визитными карточками ряда художников. Так что часть дара Костаки по-прежнему украшает залы Филонова, Татлина и других.

Таким образом, на сегодня здесь представлено около 50 работ, причем экспозиция, что нетипично для Третьяковки, смешанная — это живопись и графика. Также непривычно видеть развеску в несколько рядов. По словам Прониной, это экспериментальный подход к созданию экспозиции, совмещающий классические музейные принципы с ориентацией на личность коллекционера. Среди графических листов, показанных на открытии, — знаменитый автопортрет Малевича (1910), выполненный гуашью и поэтому обычно не представленный в постоянной экспозиции. Ирина Пронина рассказала, что развеску графики будут регулярно менять согласно требованиям к ее сохранности, что позволит представить графическое наследие Костаки во всей полноте. На время выставок живопись будет заменяться работами из фондов. Таким образом, экспозиция будет постоянно эволюционировать.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала, что идея создания подобной мемориальной зоны возникла у специалистов после ретроспективы «Выезд из СССР разрешить…» к 100-летию Костаки, прошедшей здесь в 2014–2015 годах.

Центральной точкой шпалерной развески на одной из стен зала № 6 стал портрет самого собирателя, преподнесенный его дочерьми Алики и Натальей специально в честь этого события. Живописный портрет кисти Отари Кандаурова (1970–1971) занял место среди полотен авангардистов. Ранее он висел в их семейной гостиной. Директор музея подчеркнула, что это поразительное и крайне отрадное продолжение традиций потомками дарителя.

Дочь коллекционера Алики Костаки, в свою очередь, поблагодарила ГТГ. «Все эти годы я с огромной болью следила, как выставлялись наши работы за рубежом без указаний, что это дар Костаки галерее», — сказала она, выразив радость по поводу того, что произведениям наконец-то возвращен провенанс. На вопрос нашего издания, чего, по ее мнению, не хватает для увековечивания памяти ее отца, Алики Костаки ответила, что сделано уже практически все возможное и очередь теперь только за изданием каталога-резоне собрания Костаки как единого целого. Планы его публикации уже есть.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+