Российскую и греческую части собрания Георгия Костаки объединили виртуально

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Георгий Костаки. «Выезд из СССР разрешить…» К 100-летию коллекционера», на которой представлены дары советского собирателя греческого происхождения российским музеям. В залах на Крымском Валу можно увидеть русский авангард из собрания ГТГ, коллекцию икон из Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и коллекцию народной игрушки из музея-заповедника «Царицыно». Многие работы экспонируются впервые, показаны малоизвестные шедевры Казимира Малевича, Любови Поповой, Александра Родченко, Козьмы Петрова-Водкина, Павла Филонова, Климента Редько и других. Однако выставка составлена именно на основе российских музейных коллекций — произведений из коллекции Костаки, хранящихся в Музее современного искусства в Салониках, здесь нет.

Как сказано в пресс-релизе ГТГ, «по не зависящим от Третьяковской галереи причинам произведения из Музея современного искусства г. Салоники не представляется возможным продемонстрировать на выставке». Речь идет о той части собрания Георгия Костаки, которую ему удалось вывезти за рубеж в конце 1970-х годов, уже после того, как значительная часть коллекции была передана в дар советскому государству; коллекционеру было дано разрешение покинуть с семьей СССР и в виде исключения увезти оставшуюся часть собрания. Впоследствии эти произведения много путешествовали по миру и в конце концов в 2000 году были приобретены у наследников правительством Греции и передана в Музей современного искусства.

«Выезд из СССР разрешить…» К 100-летию коллекционера»
«Выезд из СССР разрешить…» К 100-летию коллекционера»

В основу концепции выставки в Третьяковке легла идея максимально полного показа коллекции Георгия Костаки, ее русской и греческой частей, а также знакомства зрителя с различными аспектами его собирательской деятельности — от старых мастеров и икон до легендарного авангарда. Масштабный выставочный проект должен был состояться еще в 2013 году, когда исполнилось 100 лет со дня рождения Георгия Дионисовича. Однако выставку решили перенести, приурочив ее к перекрестному Году России и Греции, который был намечен на 2014-й. По словам директора ГТГ Ирины Лебедевой, включение выставки в государственную программу Года культуры позволяло надеяться, что вопрос о предоставлении работ из музея в Салониках в Третьяковку решится на высшем уровне. Однако Год России — Греции был перенесен на 2016-й, а выставку в Третьяковке переносить уже не стали: странно было бы, если бы галерея обошла вниманием юбилейную для Костаки дату. Тем более что именно в этот российский музей поступила наиболее значительная и ценная часть дара — коллекция картин и графики художников русского авангарда.

В 2013 году в Третьяковской галерее на Крымском Валу был открыт информационный зал, посвященный Георгию Костаки и истории его собрания. Тогда, на летней пресс-конференции, руководство ГТГ рассказывало о планах объединить наконец все части собрания, показать в Третьяковке работы и из музея в Салониках. Вопрос о его участии в выставке оставался неясным до последнего момента. Разумеется, на пресс-конференции перед вернисажем тему санкций в отношении России старательно обходили стороной и руководство музея упоминало лишь об особенностях законодательства Греции, которые не позволили работам приехать в Россию. Греческая часть собрания Костаки представлена в каталоге, подготовленном к выставке, значительная часть произведений из музея в Салониках есть и в фильме, который можно посмотреть в экспозиции. Мультимедиатехнологии позволяют ознакомиться с редкими книгами 1910–1930-х годов и агитационным фарфором, книгами с автографами гостей квартиры собирателя из собрания греческого музея, перепиской Костаки с художниками и деятелями мировой культуры из архива семьи коллекционера.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+