18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Российскую и греческую части собрания Георгия Костаки объединили виртуально

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Георгий Костаки. «Выезд из СССР разрешить…» К 100-летию коллекционера», на которой представлены дары советского собирателя греческого происхождения российским музеям. В залах на Крымском Валу можно увидеть русский авангард из собрания ГТГ, коллекцию икон из Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и коллекцию народной игрушки из музея-заповедника «Царицыно». Многие работы экспонируются впервые, показаны малоизвестные шедевры Казимира Малевича, Любови Поповой, Александра Родченко, Козьмы Петрова-Водкина, Павла Филонова, Климента Редько и других. Однако выставка составлена именно на основе российских музейных коллекций — произведений из коллекции Костаки, хранящихся в Музее современного искусства в Салониках, здесь нет.

Как сказано в пресс-релизе ГТГ, «по не зависящим от Третьяковской галереи причинам произведения из Музея современного искусства г. Салоники не представляется возможным продемонстрировать на выставке». Речь идет о той части собрания Георгия Костаки, которую ему удалось вывезти за рубеж в конце 1970-х годов, уже после того, как значительная часть коллекции была передана в дар советскому государству; коллекционеру было дано разрешение покинуть с семьей СССР и в виде исключения увезти оставшуюся часть собрания. Впоследствии эти произведения много путешествовали по миру и в конце концов в 2000 году были приобретены у наследников правительством Греции и передана в Музей современного искусства.

«Выезд из СССР разрешить…» К 100-летию коллекционера»
«Выезд из СССР разрешить…» К 100-летию коллекционера»

В основу концепции выставки в Третьяковке легла идея максимально полного показа коллекции Георгия Костаки, ее русской и греческой частей, а также знакомства зрителя с различными аспектами его собирательской деятельности — от старых мастеров и икон до легендарного авангарда. Масштабный выставочный проект должен был состояться еще в 2013 году, когда исполнилось 100 лет со дня рождения Георгия Дионисовича. Однако выставку решили перенести, приурочив ее к перекрестному Году России и Греции, который был намечен на 2014-й. По словам директора ГТГ Ирины Лебедевой, включение выставки в государственную программу Года культуры позволяло надеяться, что вопрос о предоставлении работ из музея в Салониках в Третьяковку решится на высшем уровне. Однако Год России — Греции был перенесен на 2016-й, а выставку в Третьяковке переносить уже не стали: странно было бы, если бы галерея обошла вниманием юбилейную для Костаки дату. Тем более что именно в этот российский музей поступила наиболее значительная и ценная часть дара — коллекция картин и графики художников русского авангарда.

В 2013 году в Третьяковской галерее на Крымском Валу был открыт информационный зал, посвященный Георгию Костаки и истории его собрания. Тогда, на летней пресс-конференции, руководство ГТГ рассказывало о планах объединить наконец все части собрания, показать в Третьяковке работы и из музея в Салониках. Вопрос о его участии в выставке оставался неясным до последнего момента. Разумеется, на пресс-конференции перед вернисажем тему санкций в отношении России старательно обходили стороной и руководство музея упоминало лишь об особенностях законодательства Греции, которые не позволили работам приехать в Россию. Греческая часть собрания Костаки представлена в каталоге, подготовленном к выставке, значительная часть произведений из музея в Салониках есть и в фильме, который можно посмотреть в экспозиции. Мультимедиатехнологии позволяют ознакомиться с редкими книгами 1910–1930-х годов и агитационным фарфором, книгами с автографами гостей квартиры собирателя из собрания греческого музея, перепиской Костаки с художниками и деятелями мировой культуры из архива семьи коллекционера.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
3
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
4
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
5
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
6
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
7
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей
22.03.2023
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+