18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Стамбуле открылся музей современного искусства Arter

№76
Материал из газеты

Среди экспонатов — работы мировых звезд: Тистера Гейтса, Зигмара Польке, Моны Хатум, а также турецких художников Саркиса и Айше Эркмен

Некоммерческая организация Arter, занимающаяся современным искусством, открыла музей, который станет «по-настоящему прорывным» для Стамбула. Так утверждает его директор Мелих Ферели, руководивший переездом «маленького белого куба» на улице Истикляль в новое здание общей площадью 18 тыс. кв. м. Оно возведено в Долапдере, центральном районе города, по проекту лондонского бюро Grimshaw Architects. Открытие состоялось 13 сентября, совпав с превью 16‑й Стамбульской биеннале.

Arter финансируется Фондом Вехби Коча, созданным полвека назад одним из богатейших предпринимателей Турции. В 2005 году Ферели был назначен культурным консультантом фонда и разработал стратегию специально для современного искусства. По его словам, это было «именно то, что нужно Турции».

За новое направление с энтузиазмом взялся Омер Коч, наследник прославленной династии в третьем поколении. В 2007 году Koç Holding стал главным спонсором Стамбульской биеннале и начал приобретать современное искусство. Принадлежащая холдингу организация Arter открылась в 2010 году выставкой, в которой участвовало около 160 работ из новой коллекции. Сейчас в этом собрании более 1,3 тыс. произведений, примерно половина из которых авторства турецких художников. Коллекция, по заверению Ферели, послужит основой музея. Среди будущих экспонатов — работы мировых звезд: Тистера Гейтса, Зигмара Польке, Моны Хатум, а также турецких художников Саркиса и Айше Эркмен. 

Ферели считает, что музей с легко трансформирующимися залами площадью 3 тыс. кв. м, двумя лекториями и террасой для скульптур способен «дать художникам возможность думать иначе». По данным, предоставленным Фондом Вехби Коча, на приобретение коллекции и постройку здания потрачено более €120 млн. 

Еще в 2017 году некоторые произведения из собрания Омера Коча оказались в центре скандала. Консервативных исламистов возмутила выставка под названием «Двери открываются тем, кто стучит», проходившая в особняке султана Абдулмеджида II. Нападению подверглась, в частности, скульп­тура Рона Мьюека «Человек под свитером»: включенный в нее изразцовый камин протестующие приняли за михраб — место для молитвы имама в мечети. Ферели, один из кураторов той экспозиции, описывает инцидент как «единичный» и контрпродуктивный. А на вопрос об угрозе цензуры или самоцензуры для деятельности нового музея он отвечает: «Все виды искусства могут стать устойчивой платформой для свободы выражения мнений. Худшее для учреждения или художника — самоцен­зура». 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+