18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Клавдия Семеновна не выставлялась

В Медиацентре парка «Зарядье» проходит выставка творчества избранных пенсионеров — дело в принципе хорошее, но даже в ее названии есть неприятный эйджизм

«Выставка Клавдии Семеновны», открытая в «Зарядье», событием художественным не стала. На ней собраны работы профессионалов и любителей, отобранных по возрастному признаку. Есть вещи хорошие (среди участников немало художников), есть приятные. Но рядом с ними достаточно банальных и беспомощных. И кураторство нескольких известных московских художников мало чем помогло большинству экспонентов — что можно успеть сделать за четыре занятия в рамках программы «Московское долголетие» с группой в двенадцать человек? Разве что имена-отчества подопечных выучить. Но это и не обязательно.

«Клавдия Семеновна — это собирательный образ участников „Московского долголетия“», — пишут в пояснении к выставке ее организаторы. То есть всех московских людей, перешедших известные возрастные границы, устроители называют «Клавдией Семеновной». Так больничные санитарки ко всем немолодым женщинам обращаются «бабушка», но и они делают различие по полу подопечных.

На самом деле ни одной бесфамильной Клавдии Семеновны среди участников выставки нет, а есть Альфред Ефимович Затуринский, Светлана Борисовна Павлова, Ольга Васильевна Огаркова, Эльза Дмитриевна Линюк и другие счастливые люди, достаточно здоровые и энергичные, чтобы писать акварели и маслом, фотографировать и делать декоративные объекты.

Славно, что «13 тысяч москвичей старшего возраста регулярно посещают занятия «Московского долголетия» по направлениям «Рисование» и «Художественно-прикладное творчество», как сообщается на сайте парка. Не страшно, что выставка, конечно, показуха, как без нее. Пусть повезло только нескольким десяткам из этих 13 тысяч поработать вместе с современными художниками, получить новый опыт и новые впечатления, публично выставить свои работы и повстречаться на вернисаже с Никасом Сафроновым. Пряников сладких все равно не хватит на всех. И денег, потраченных на выставку, не жаль, их к пенсиям не добавишь.

Но есть вопросы. При чем здесь анекдотическая «Клавдия Семеновна», пресловутая «бабушка у подъезда»? Разве художники, опытные и начинающие, — не ее антиподы? Почему выставку надо представлять вот таким малоудачным образом: «В процессе подготовки было использовано 353 баночки с краской, 160 кистей, 91 холст, 82 палитры, 65 мягких игрушек, 2 манекена, 2400 строительных скоб, 11 молотков и 50 листов наждачной бумаги». Скобы понадобились участникам группы Петра Быстрова, занятым «скобогравюрой». Мягкие игрушки — инструмент подопечных Ростана Тавасиева. Холсты предназначались для живописцев, ими руководил Константин Тотибадзе. Ну и без наждачной бумаги, понятно, не обойтись.

Эйджизм — дискриминация по возрасту — проявляется не только в нежелании брать немолодых людей на работу, но и в делении людей по возрасту, в обобщении «пенсионеры» без различия не только личностей, но даже пола.

И почему, кстати, в устроенном в рамках выставки массовом сеансе расписывания керамических тарелочек (курировал Миша Most) не могли участвовать дети, юноши и девушки? Возрастная дискриминация молодых или возрастная резервация для старших?  

«Выставка Клавдии Семеновны». Выставочный зал Медиацентра парка «Зарядье». До 9 сентября. Вход свободный.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+