18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Клавдия Семеновна не выставлялась

В Медиацентре парка «Зарядье» проходит выставка творчества избранных пенсионеров — дело в принципе хорошее, но даже в ее названии есть неприятный эйджизм

«Выставка Клавдии Семеновны», открытая в «Зарядье», событием художественным не стала. На ней собраны работы профессионалов и любителей, отобранных по возрастному признаку. Есть вещи хорошие (среди участников немало художников), есть приятные. Но рядом с ними достаточно банальных и беспомощных. И кураторство нескольких известных московских художников мало чем помогло большинству экспонентов — что можно успеть сделать за четыре занятия в рамках программы «Московское долголетие» с группой в двенадцать человек? Разве что имена-отчества подопечных выучить. Но это и не обязательно.

«Клавдия Семеновна — это собирательный образ участников „Московского долголетия“», — пишут в пояснении к выставке ее организаторы. То есть всех московских людей, перешедших известные возрастные границы, устроители называют «Клавдией Семеновной». Так больничные санитарки ко всем немолодым женщинам обращаются «бабушка», но и они делают различие по полу подопечных.

На самом деле ни одной бесфамильной Клавдии Семеновны среди участников выставки нет, а есть Альфред Ефимович Затуринский, Светлана Борисовна Павлова, Ольга Васильевна Огаркова, Эльза Дмитриевна Линюк и другие счастливые люди, достаточно здоровые и энергичные, чтобы писать акварели и маслом, фотографировать и делать декоративные объекты.

Славно, что «13 тысяч москвичей старшего возраста регулярно посещают занятия «Московского долголетия» по направлениям «Рисование» и «Художественно-прикладное творчество», как сообщается на сайте парка. Не страшно, что выставка, конечно, показуха, как без нее. Пусть повезло только нескольким десяткам из этих 13 тысяч поработать вместе с современными художниками, получить новый опыт и новые впечатления, публично выставить свои работы и повстречаться на вернисаже с Никасом Сафроновым. Пряников сладких все равно не хватит на всех. И денег, потраченных на выставку, не жаль, их к пенсиям не добавишь.

Но есть вопросы. При чем здесь анекдотическая «Клавдия Семеновна», пресловутая «бабушка у подъезда»? Разве художники, опытные и начинающие, — не ее антиподы? Почему выставку надо представлять вот таким малоудачным образом: «В процессе подготовки было использовано 353 баночки с краской, 160 кистей, 91 холст, 82 палитры, 65 мягких игрушек, 2 манекена, 2400 строительных скоб, 11 молотков и 50 листов наждачной бумаги». Скобы понадобились участникам группы Петра Быстрова, занятым «скобогравюрой». Мягкие игрушки — инструмент подопечных Ростана Тавасиева. Холсты предназначались для живописцев, ими руководил Константин Тотибадзе. Ну и без наждачной бумаги, понятно, не обойтись.

Эйджизм — дискриминация по возрасту — проявляется не только в нежелании брать немолодых людей на работу, но и в делении людей по возрасту, в обобщении «пенсионеры» без различия не только личностей, но даже пола.

И почему, кстати, в устроенном в рамках выставки массовом сеансе расписывания керамических тарелочек (курировал Миша Most) не могли участвовать дети, юноши и девушки? Возрастная дискриминация молодых или возрастная резервация для старших?  

«Выставка Клавдии Семеновны». Выставочный зал Медиацентра парка «Зарядье». До 9 сентября. Вход свободный.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+