18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Все в сад Серебряного века в Царицыне!

№74
Материал из газеты

Выставка, собравшая около 400 экспонатов из двух десятков музеев и частных коллекций, пробует представить изучаемый «культурный слой» в виде книги, или, скорее, иллюстрированного альбома

Музей давно уже полюбил устраивать сложные тематические выставки, и нынешнюю можно отнести к этой традиции. Хотя, пожалуй, проект ее куратора Бориса Соколова не столь фантасмагоричен, как недавние экспозиционные сочинения Сергея Хачатурова вроде «Призрака-рыЦАРЯ» или «Гипноза пространства», хотя и у «Садов» имеются свои фантазийные разветвления и полумистические акценты.

Идея сада и сама по себе всегда содержала много символических коннотаций. А в художественной культуре начала XX века к ним добавилась еще и тема ностальгии — на фоне предчувствия скорого крушения прежних укладов. Чуть позже возникнут мотивы, настоянные на «историческом оптимизме», и среди главных — образ грядущего города-сада. Проблески этого тренда в виде ранних архитектурных проектов Ивана Фомина и братьев Весниных обнаруживаются в экспозиции и, по сути, ее завершают, давая понять: на пороге другая эпоха.

Выставка, собравшая около 400 экспонатов из двух десятков музеев и частных коллекций, пробует представить изучаемый «культурный слой» в виде книги, или, скорее, иллюстрированного альбома. Такой формат предполагает структурное членение, чтобы визуальный материал не слипался и хаотически не перемешивался. Поэтому в экспозиции есть и жанровые разделы (например, «Сады на сцене», где речь идет об эскизах театральных декораций), и разделы «символические» — как «Сад мечты», аккумулирующий произведения сновидческие или пасторальные (Виктор Борисов-Мусатов, Николай Сапунов). Или взять еще раздел «От сада к пейзажу»: здесь камерная идиллия разрастается до размеров космической аллегории (Константин Богаевский, Наталия Гончарова, Кузьма Петров-Водкин).

На выставке в царицынском Хлебном доме вообще неплохо обстоит дело с узнаваемыми именами — упомянем хотя бы Натана Альтмана, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Анну Остроумову-Лебедеву, Константина Сомова. А еще в этой своеобразной антологии обособлены некоторые сюжеты, в которых был некогда сосредоточен поэтический нерв времени, будь то история умирания императорского дворца в Ореанде или эпизод с последним всплеском дореволюционной страсти к декоративно-прикладному искусству, связанный с крымской виллой Новый Кучук-Кой.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Сады Серебряного века
До 25 августа

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+