18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Караваджо или нет?

№74
Материал из газеты

Ответить на этот вопрос предстоит участникам аукциона в Тулузе 27 июня. Картина, которая считается второй версией «Юдифи, убивающей Олоферна» Караваджо, выставлена на торги с эстимейтом €100–150 млн. Мнения экспертов разделились

В 2014 году на чердаке дома на юге Франции случайно была обнаружена картина «Юдифь, убивающая Олоферна», которую приписывают Караваджо. С момента обнаружения ее судьба привлекает пристальное внимание общественности и вызывает бурные споры среди специалистов по творчеству великого итальянском мастера. Полотно выставлено на аукцион одной картины Марка Лабарба, который пройдет в здании бывшей Хлебной биржи (La Halle aux Grains) в Тулузе 27 июня. Торги начнутся с €35 млн при эстимейте в €100–150 млн. Миру картина была открыта в апреле 2014 года, когда профессионального оценщика произведений искусства Лабарба пригласили осмотреть старинное полотно на ветхозаветный сюжет «Юдифь, убивающая Олоферна». Ровно через два года находку показывают прессе, а министр культуры Франции объявляет ее национальным достоянием. 

Первая картина с этим сюжетом была исполнена художником в Риме в 1599 году и ныне хранится в римском Палаццо Барберини. Достоверно известно, что еще одна картина была написана Караваджо позже в Неаполе, а затем находилась во владении нидерландского художника-караваджиста и дилера Луи Финсона. Он выполнил также копию с работы Караваджо, которая позднее была приобретена итальянским банком «Интеза». Следы оригинала теряются в Нидерландах XVII века. 

Главный вопрос: является ли картина подлинным произведением Караваджо или чрезвычайно качественной копией одного из его последователей? Специалист по старым мастерам, член Французского объединения профессионалов в области экспертизы произведений искусства, в прошлом глава отдела старых мастеров Sotheby’s (1985–1987) Эрик Тюркен готов дать голову на отсечение (почти как Олоферн), что это давно утраченная работа Караваджо, которая пропала в Нидерландах в 1619 году. На вопрос о многочисленных сомнениях в атрибуции работы Тюркен отвечает: «Да, вторым человеком, которому я показал картину, была (эксперт по Караваджо. — TANR) Мина Грегори, и она отклонила авторство Караваджо. Как и Джанни Папи из Университета Флоренции. Но мы остались друзьями: это спор, а не война». Аргументами в пользу авторства Караваджо является то, что художник действительно неоднократно создавал различные версии одного и того же сюжета, а также наличие пентименти, исправлений композиции. На рентгенограммах видно, что автор вносил изменения в процессе работы над картиной и несколько раз менял расположение фигур на стадии подготовительного рисунка и подмалевка. Как правило, это свидетельствует о творческом поиске, характерном для оригинальных композиций, а не копийных. Проведенных исследований и мнений нескольких экспертов может оказаться достаточно для гипотетического участника предстоящего аукциона, чтобы рискнуть и стать обладателем произведения самого Караваджо. Удивляет и тот факт, что картину продают на аукционе Марка Лабарба в Тулузе, а не на вечерних торгах Sotheby’s или Christie’s где-нибудь в Нью-Йорке или Лондоне. В этом случае у работы было бы больше шансов уйти за рекордную сумму и стать самым дорогим произведением старого мастера после скандального «Спасителя мира» Леонардо. 

Что не так с картиной «Юдифь, убивающая Олоферна», найденной на одном из французских чердаков

Нам говорят, что изображение Юдифи и Олоферна, которое в июне выставят на торги во Франции, — это и есть давно исчезнувшее полотно, написанное Караваджо в Неаполе в 1607 году. Действительно ли картина выглядит подлинником Караваджо?

Приехав в 1592 году в Рим, Караваджо уже умел с иллюзионистической точностью писать фрукты, с реалистичной чувственностью — лица, а отражения в воде — с глубоким пониманием законов оптики. Ближе к концу 1590-х он начал делать тени более густыми, а свет более ярким. После того как в 1606 году ему пришлось бежать из Рима из-за обвинений в убийстве, его стиль снова изменился — на этот раз в сторону поэтичной дымчатости. Проблема тулузской «Юдифи» в том, что она не вписывается ни в один из периодов Караваджо. Освещение в ней гораздо грубее, чем в любом из его неаполитанских полотен 1606–1607 годов. Именно тогда он создал «Семь деяний милосердия» и «Бичевание Христа», где сочетание серебристого света и густой ночной тьмы создает новый тип эмоциональной выразительности.

Где же тени? Юдифь держит свой меч очень низко, но его окружает лишь слабая тень. Она вовсе не похожа на чернильные провалы, поглощающие свет на картинах Караваджо. Так, на «Портрете мальтийского рыцаря» («Фра Антонио Мартелли») (около 1608) металлический блеск рукояти меча в глубокой тени несопоставимо утонченнее грубой материальности оружия Юдифи. Столь неумелое использование света лишает картину психологизма. Караваджо никогда не играет светотенью ради самой игры. Освещенное сиянием лицо или тело, выходящее из густой темноты, раскрывают зрителю смысл произведения. А тулузская «Юдифь» полностью лишена драматизма и повествовательности. Вялая, распадающаяся композиция довершает дело. Не знаю, кто, где и когда создал эту картину. Но приписывать Караваджо этих неряшливых Юдифь и Олоферна — оскорбительно для его искусства.  Джонатан Джонс — арт-критик, автор книги о Караваджо, которая выйдет в 2020 году

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+