18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из пыли к миллионам: история «утраченного „караваджо“»

Картину, которая теперь считается второй версией «Юдифи, убивающей Олоферна» Караваджо, в июне выставят на торги с эстимейтом £86–129 млн

«Юдифь, убивающую Олоферна» впервые выставили в музее — в миланской Пинакотеке Брера — бок о бок шедевром Караваджо «Ужин в Эммаусе» (1605–1606).  Фото: AP Photo/Antonio Calanni/TASS
«Юдифь, убивающую Олоферна» впервые выставили в музее — в миланской Пинакотеке Брера — бок о бок шедевром Караваджо «Ужин в Эммаусе» (1605–1606).
Фото: AP Photo/Antonio Calanni/TASS

В 2014 году на чердаке дома на юге Франции случайно нашли полотно, которое приписывают Караваджо. С момента обнаружения его судьба привлекает пристальное внимание как мировых экспертов, часть которых не согласна с атрибуцией, так и широкой публики. Сейчас картина экспонируется в лондонской галерее Colnaghi, а в июне ее собираются выставить на торги в тулузском La Halle aux Grains. Мы вспоминаем ее путь от безвестности на пыльном чердаке до топов новостей.

Апрель 2014 года: 23 апреля аукциониста Марка Лабарба приглашают в тулузский дом для оценки большого полотна. По имеющейся информации, в какой-то момент в дом проникли воры, которые вынесли ряд ценных вещей, но не стали брать картину, посчитав, что она ничего не стоит. На полотне изображена сцена из истории Юдифи, молодой вдовы из Ветилуи, которая спасла родной город от осады ассирийцев, очаровав и обезглавив полководца Олоферна.

Правительство Франции налагает 30-месячный запрет на вывоз произведения за пределы страны, пока эксперты рассматривают вопрос о его подлинности.

Апрель 2016 года: 12 апреля, после двух лет исследований и в том числе трехнедельного изучения в лабораториях Лувра, находку показывают прессе, а министр культуры Франции объявляет ее национальным достоянием.

Специалист по старым мастерам Эрик Тюркен рассказывает, что «эксперты, искусствоведы, реставраторы-консерваторы и рентгенологи изучали картину в обстановке строжайшей секретности». Он добавляет, что хотя «консенсуса [касательно подлинности] нет, я и не стремлюсь к консенсусу. Например, атрибуцию дублинского полотна [имеется в виду картина «Поцелуй Иуды», атрибутированная Караваджо в 1991 году] в 2003 году еще продолжали критиковать. Караваджо прямо-таки создан для бесконечных споров».

Картина считается версией «Юдифи, убивающей Олоферна» кисти Караваджо. Фото: Wikipedia Commo
Картина считается версией «Юдифи, убивающей Олоферна» кисти Караваджо.
Фото: Wikipedia Commo

Другой специалист по Караваджо, Мина Грегори, сообщает The New York Times, что считает картину копией кисти фламандского художника Луи Финсона. В ответ на вопрос, поставила ли эта находка специалистов по творчеству Караваджо перед новой дилеммой, Ричард Спир, эксперт по итальянскому барокко из Принстонского университета, говорит: «Это не дилемма и даже не совсем неожиданность, поскольку мнения касательно атрибуции разделились». Тюркен тем временем настаивает: «Я более чем уверен, что картина — утраченное полотно Караваджо, которое [фламандский художник] Франс Пурбус видел в 1607 году».

Ноябрь 2016 года: Картину впервые выставляют в музее — в миланской Пинакотеке Брера — бок о бок шедевром Караваджо «Ужин в Эммаусе» (1605–1606). Директор пинакотеки Джеймс Бредберн говорит, что выставка «Караваджо. Вопрос атрибуции» дает широкой публике уникальную возможность сравнить обе картины.

Решение экспонировать спорное полотно вызывает полемику, и искусствовед Джованни Агости выходит из консультативного совета пинакотеки в знак протеста против «некритического» представления картины, которая «не только является частной собственностью, но и выставлена на продажу».

Январь 2019 года: запрет на экспорт снимают после отказа Лувра приобрести это произведение. После того как картина получает разрешение на свободное перемещение, Тюркен говорит Le Figaro: «Это позволило нам незамедлительно начать реставрацию. Но решение о продаже будет принято не раньше, чем завершатся все работы. Все будет зависеть от владельцев и от аукциониста в Тулузе, который представляет их интересы».

Февраль 2019 года: произведение привозят в Лондон в галерею Colnaghi на выставку, которая продлится до 9 марта, после чего оно вернется в Тулузу, где летом будет выставлено на торги. Тюркен говорит, что «это будет аукцион без резерва. Это будут настоящие торги без гарантий, без всей этой ерунды, самый настоящий аукцион», и высказывает предположение, что покупателем, вероятнее всего, станет музей.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
Классический труд знаменитого немецкого искусствоведа «От Ван Эйка до Брейгеля: этюды по истории нидерландской живописи» спустя столетие опубликован на русском языке. Что здесь устарело, а что нет, сообщают современные комментарии
25.08.2023
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
6
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
7
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+