Из пыли к миллионам: история «утраченного „караваджо“»

Картину, которая теперь считается второй версией «Юдифи, убивающей Олоферна» Караваджо, в июне выставят на торги с эстимейтом £86–129 млн

«Юдифь, убивающую Олоферна» впервые выставили в музее — в миланской Пинакотеке Брера — бок о бок шедевром Караваджо «Ужин в Эммаусе» (1605–1606).  Фото: AP Photo/Antonio Calanni/TASS
«Юдифь, убивающую Олоферна» впервые выставили в музее — в миланской Пинакотеке Брера — бок о бок шедевром Караваджо «Ужин в Эммаусе» (1605–1606).
Фото: AP Photo/Antonio Calanni/TASS

В 2014 году на чердаке дома на юге Франции случайно нашли полотно, которое приписывают Караваджо. С момента обнаружения его судьба привлекает пристальное внимание как мировых экспертов, часть которых не согласна с атрибуцией, так и широкой публики. Сейчас картина экспонируется в лондонской галерее Colnaghi, а в июне ее собираются выставить на торги в тулузском La Halle aux Grains. Мы вспоминаем ее путь от безвестности на пыльном чердаке до топов новостей.

Апрель 2014 года: 23 апреля аукциониста Марка Лабарба приглашают в тулузский дом для оценки большого полотна. По имеющейся информации, в какой-то момент в дом проникли воры, которые вынесли ряд ценных вещей, но не стали брать картину, посчитав, что она ничего не стоит. На полотне изображена сцена из истории Юдифи, молодой вдовы из Ветилуи, которая спасла родной город от осады ассирийцев, очаровав и обезглавив полководца Олоферна.

Правительство Франции налагает 30-месячный запрет на вывоз произведения за пределы страны, пока эксперты рассматривают вопрос о его подлинности.

Апрель 2016 года: 12 апреля, после двух лет исследований и в том числе трехнедельного изучения в лабораториях Лувра, находку показывают прессе, а министр культуры Франции объявляет ее национальным достоянием.

Специалист по старым мастерам Эрик Тюркен рассказывает, что «эксперты, искусствоведы, реставраторы-консерваторы и рентгенологи изучали картину в обстановке строжайшей секретности». Он добавляет, что хотя «консенсуса [касательно подлинности] нет, я и не стремлюсь к консенсусу. Например, атрибуцию дублинского полотна [имеется в виду картина «Поцелуй Иуды», атрибутированная Караваджо в 1991 году] в 2003 году еще продолжали критиковать. Караваджо прямо-таки создан для бесконечных споров».

Картина считается версией «Юдифи, убивающей Олоферна» кисти Караваджо. Фото: Wikipedia Commo
Картина считается версией «Юдифи, убивающей Олоферна» кисти Караваджо.
Фото: Wikipedia Commo

Другой специалист по Караваджо, Мина Грегори, сообщает The New York Times, что считает картину копией кисти фламандского художника Луи Финсона. В ответ на вопрос, поставила ли эта находка специалистов по творчеству Караваджо перед новой дилеммой, Ричард Спир, эксперт по итальянскому барокко из Принстонского университета, говорит: «Это не дилемма и даже не совсем неожиданность, поскольку мнения касательно атрибуции разделились». Тюркен тем временем настаивает: «Я более чем уверен, что картина — утраченное полотно Караваджо, которое [фламандский художник] Франс Пурбус видел в 1607 году».

Ноябрь 2016 года: Картину впервые выставляют в музее — в миланской Пинакотеке Брера — бок о бок шедевром Караваджо «Ужин в Эммаусе» (1605–1606). Директор пинакотеки Джеймс Бредберн говорит, что выставка «Караваджо. Вопрос атрибуции» дает широкой публике уникальную возможность сравнить обе картины.

Решение экспонировать спорное полотно вызывает полемику, и искусствовед Джованни Агости выходит из консультативного совета пинакотеки в знак протеста против «некритического» представления картины, которая «не только является частной собственностью, но и выставлена на продажу».

Январь 2019 года: запрет на экспорт снимают после отказа Лувра приобрести это произведение. После того как картина получает разрешение на свободное перемещение, Тюркен говорит Le Figaro: «Это позволило нам незамедлительно начать реставрацию. Но решение о продаже будет принято не раньше, чем завершатся все работы. Все будет зависеть от владельцев и от аукциониста в Тулузе, который представляет их интересы».

Февраль 2019 года: произведение привозят в Лондон в галерею Colnaghi на выставку, которая продлится до 9 марта, после чего оно вернется в Тулузу, где летом будет выставлено на торги. Тюркен говорит, что «это будет аукцион без резерва. Это будут настоящие торги без гарантий, без всей этой ерунды, самый настоящий аукцион», и высказывает предположение, что покупателем, вероятнее всего, станет музей.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+