Галеристы привезли на Design Miami Basel все самое эффектное и раритетное

Ярмарка Design Miami Basel позволяет гостям вспомнить яркие эпизоды ХХ века и увлечься вещами, спроектированными здесь и сейчас. Рассказываем, чем хотели удивить дилеры — 43 участника из 17 стран

Предметы архитектора Фрэнка Ллойда Райта на стенде Galerie Converso
Предметы архитектора Фрэнка Ллойда Райта на стенде Galerie Converso

Коллекционный дизайн — именные стулья, светильники, вазы и прочие предметы, выпущенные в единственном экземпляре или ограниченным тиражом, — выставляют и продают в Базеле уже 14-й год. Площадка Design Miami Basel, рожденная как сателлит ярмарки Art Basel, позволяет гостям вспомнить яркие эпизоды ХХ века и увлечься вещами, спроектированными здесь и сейчас. Брутальные ожерелья Луизы Невельсон (Galerie Didier Ltd), двухэтажные кровати Карло Моллино (Galleria Rossella Colombari), сборно-разборный дом Жана Пруве (Galerie Patrick Seguin), обитый алюминием стул и еще десяток выдающихся предметов архитектора Фрэнка Ллойда Райта (Converso), шкаф латиноамериканского архитектора Луиса Баррагана, лампа и стол французского художника Сезара (Jousse Entreprise) — такие вещи волнуют воображение охотников за ХХ веком. Каждый предмет одновременно и тема для светского table talk, и потенциальная инвестиция. В иерархии выставок, где собираются галереи, представляющие коллекционный дизайн, Design Miami Basel находится на самой вершине. Для Базеля галеристы готовят все самое эффектное, раритетное, претендующее попасть в дом коллекционера или в собрание знаменитого музея. Хотя тут представлена вся классика ХХ века, так сложилось, что именно в Базель везут писк современного дизайна.

«Черный павильон» Одиль Декк. Design at Large. Galerie Philippe Gravier
«Черный павильон» Одиль Декк. Design at Large. Galerie Philippe Gravier

Чем хотели удивить дилеры в 2019 году — 43 участника из 17 стран? Общий градус мероприятия по традиции определили три тяжеловеса. Нью-йоркская галерея Friedman Benda (детище Барри Фридмана, который отошел от дел, но оставил бизнес на подъеме, приучив американцев платить десятки тысяч долларов за чудной стул) привезла персональную выставку 80-летнего дизайнера и теоретика-интеллектуала итальянца Андреа Бранци (вещи по цене от €65 тыс. до €120 тыс.). Парижанин Дидье Кржентовски (Galerie Kreo) выставил весь пул своих авторов, но ажиотаж вызвали огромные декоративные вазы голландки Хеллы Йонгерис (до €10 тыс.) и черные качели молодого французского дизайнера Жан-Батиста Фастреза. Лидеры рынка галеристы Жюльен Ломбрай и Лоик Ле Гайар (Carpenters Workshop Gallery), бросив все силы на эффектное выступление в Венеции (экспозицию Dysfunctional в Ка’д’Оро необходимо увидеть всем, кто еще не видел), все же нашли, чем кружить головы коллекционеров в Базеле. Они показали и экзотику бразильцев братьев Кампана — кресло, обтянутое кожей пираруку, рыбы, плавающей в водах Амазонки, и длиннейший обеденный стол Винченцо де Котииса (в одной столешнице миланский мачо соединил натуральный камень и переработанное стекловолокно), и пещерное кресло с лохматой шкурой, сконструированное голландцем Юстом ван Лисхаутом (Atelier van Lieshaut).

Бижутерия Луизы Невельсон на стенде Galerie Didier Ltd
Бижутерия Луизы Невельсон на стенде Galerie Didier Ltd

Программа Curio — прекрасная идея ярмарки, позволяющая дилерам особой экспозицией выделить современных дизайнеров, своих фаворитов. Среди самых интересных проектов Curio — три. Во-первых, француз Матье Леаннер с коллекцией Inverted Grаvity. Идея вывернутой гравитации воплощена в материалах: тяжелые столешницы из мрамора и оникса дизайнер положил на хрупкие стеклянные основания, напоминающие пятилитровые банки для засолки огурцов. Во-вторых, авторским стеклом соблазняла коллекционеров и топовых декораторов нью-йоркская дива Линдси Адельман. Вместе со своими проверенными стеклодувами она выполнила коллекцию светильников, имитирующих лабораторные колбы. В-третьих, наша соотечественница Ольга Энгель с коллекцией Remember: белые кресла плюс зеркала, люстры и торшер, декорированные десятками хрупких фарфоровых капель. Ее привезла галеристка Армель Сойе, которая знает толк в люксе и умеет работать с россиянами. Предыдущая удача Сойе — автор грубых деревянных столов и скамей, дизайнер Денис Милованов. Еще одного российского мастера в Базель привезла миланская галерея Erastudio. Керамические вазы из черной глины (€2,5 тыс.) работы Павла Журавлева — идеальное воплощение японского принципа ваби-саби — для тех, кто ценит рукотворное, неправильное и случайно получившееся.

Качели Жан-Батиста Фастреза на стенде Galerie Kreo
Качели Жан-Батиста Фастреза на стенде Galerie Kreo

Раздел Design at Large придуман по аналогии с площадкой Art Unlimited для демонстрации крупногабаритных произведений — дизайнерских инсталляций, архитектурных миниатюр и просто очень больших объектов. Арик Чен, куратор нынешнего года, задал Design аt Large тему «Земля», настроив участников на тревожный лад. Вообще, после того как Паола Антонелли показала в Милане грандиозную триеннале «Cломанная природа. Дизайн спасает человечество», просто невозможно далеко уйти от этической темы устойчивого развития. Поэтому тут и табуреты, выращенные из кристаллов соли с Мертвого моря (проект израильского дизайнера Эреца Неви Пана), и офисная мебель из компьютерного металлолома (проект дуэта Formafantasma). Среди крупного — опус Одиль Декк «Черный павильон». Глухая черная палатка, на которую с четырех сторон проецируются изображения, сделанные на основе фотографий архитектора. Вообще Одиль Декк в Базеле получила настоящий бенефис. Французский галерист Филипп Гравье весь стенд отдал под ее новую коллекцию — столы пяти форм со столешницами, напоминающими растекшиеся пятна в пяти цветах, и пять светильников со светящимися пластинами. А сама Декк приняла участие в публичной дискуссии, рассуждая о судьбе собора Норт-Дам.

Коллекция Inverted Grаvity Матье Леаннера в программе Curio
Коллекция Inverted Grаvity Матье Леаннера в программе Curio

Состав галерей меняется. В этом году, к сожалению, не было ни Dansk Mobelkunst, обладающей лучшей в мире коллекцией датского дизайна середины ХХ века, ни модной парижской BSL, ни амбициозной нью-йоркской Todd Merrill Studio, ни международной галереи Heritage, открывшей несколько лет назад разборчивым покупателям советский дизайн 1920–1960-х годов (в этот раз она отправится на Art Basel в Майами-Бич), но общий высокий уровень предложения не изменился. Потому что где, как не в Базеле, продавать шкаф за €200 тыс. и качели за €100 тыс.?

Работы Ольги Энгель на стенде Galerie Armel Soyer
Работы Ольги Энгель на стенде Galerie Armel Soyer
Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+