18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музейные классики и живые звезды: что предлагает ярмарка Art Basel в Швейцарии

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

Идеальным маршрутом признан путь в Базель через Венецию — галеристы подстраивают экспозиции под венецианские кураторские проекты, используя главную мировую выставку как гигантскую витрину

Стенд галереи Hans Mayer
Стенд галереи Hans Mayer

Тринадцатого июня в Швейцарии официально для всех желающих открывается ярмарка Art Basel. Два дня перед этим отданы под закрытый осмотр коллекционерам, кураторам, музейщикам и прочим профессионалам арт-рынка, у которых есть «право первой ночи» в выборе шедевров (и они им пользуются — главные покупки часто совершаются в первые полдня). В следующем году у Art Basel юбилей — 50 лет с того момента, как успешный галерист Эрнст Бейелер, имя которого теперь в большей степени ассоциируется с музеем — Фондом Бейелера, вместе с коллегами Трудл Брукнер и Бальцем Хильтом провел первую ярмарку. За это время вокруг появилось много других, возможно более смелых и авангардных, но Art Basel по-прежнему остается обязательной для посещения у всех, кто интересуется искусством ХХ–XXI веков. Охват работ на стендах — 100 с небольшим лет, от модернизма начала прошлого века до наших дней, и больше 4 тыс. художников, представляющих разные страны и направления. Среди них практически нет новичков: те, кто только подает надежды, собраны на многочисленных ярмарках-сателлитах в городе, вроде ярмарки молодых галерей Liste. Art Basel — место для состоявшихся со всех сторон — и художников, и галеристов, и покупателей. Неслучайно идеальным маршрутом признан путь в Базель через Венецию — те, кто представлен на биеннале, хорошо продаются на стендах, галеристы подстраивают экспозиции под венецианские кураторские проекты, используя главную мировую выставку как гигантскую витрину.

Дороти Ианнон. «Леди Свобода». 2019. Галерея Peres Project
Дороти Ианнон. «Леди Свобода». 2019. Галерея Peres Project

Участники грандиозного шоу в Базеле — 290 галерей из 34 стран, строжайше отобранные экспертным советом. Из них 19 участвуют в этом году впервые: одной из старейших мировых ярмарок тоже нужна свежая кровь. Главный раздел — Galleries, здесь собраны основные игроки и шедевры. Например, нью-йоркская Acquavella, основанная на полвека раньше Art Basel (в апреле — мае там прошла потрясающая выставка Люсьена Фрейда — у галереи был эксклюзивный контракт с художником, так что таких работ больше нигде не увидишь). Или нью-йоркская же Helly Nahmad, регулярно поставляющая на ярмарку лучших Пикассо и Колдеров. Или международный гигант Hauser & Wirth, большой стенд которой включает все лучшее из репертуара галереи: двухметровый холст Лучо Фонтаны алого цвета с ритмичными разрывами, живопись нью-йоркских экспрессионистов Филипа Гастона и Аршила Горки, работы Ханса Арпа и Франсиса Пикабиа. Среди завсегдатаев — лондонская White Cube, немецкая Konrad Fischer, монреальская Landau Fine Art, в прошлом году поражавшая отличными холстами Жоана Миро и Рене Магритта, швейцарская Tschudi с эффектными инсталляциями Бетан Хьюс, парижская Almine Rech, миланская A arte Invernizzi, которая везет на ярмарку строгую геометрию Алана Чарльтона, и выросшая в гиганта из небольшой галереи в Кельне Sprüth Magers, работающая с Джорджем Кондо — его работы есть в основном проекте Венецианской биеннале, так что и в Базеле будут. 

Эгон Шиле. «Женщина в голубом платье, завязывающая подвязку». 1912
Эгон Шиле. «Женщина в голубом платье, завязывающая подвязку». 1912

Любопытно наблюдать, как галереи сознательно выстраивают на стенде венецианскую линию. Так, David Zwirner, помимо Дианы Арбус, Пауля Клее, Брюса Наумана и Зигмара Польке, показывает новые работы бельгийской звезды Люка Тюйманса — его большая выставка сейчас идет в венецианском Палаццо Грасси — и живопись молодой африканки Нжидеки Акуниили Кросби. Пять ее больших холстов включены в основной проект биеннале (что уже стало поводом для критики куратора, который выставляет экспонаты «как на ярмарке»), а на аукционном рынке ее картины, стремительно перескочившие миллионную отметку, считаются прорывом последних трех лет. Могущественная галерея Gagosian, занимающая одно из главных мест в пространстве ярмарки, всегда показывает работы без экспликаций: имена представленных художников и так всем известны, а о ценах лучше расспросить консультанта приватно. 

Пабло Пикассо. «Бюст в шляпе». 1972. Галерея Van de Weghe Fine Art
Пабло Пикассо. «Бюст в шляпе». 1972. Галерея Van de Weghe Fine Art

Российских галерей среди участниц нет, да и конкурировать с мировыми гигантами им было бы сложно, зато среди принятых в этом году новичков оказалась эстонская Temnikova & Kasela, основатель которой Ольга Темникова — член экспертного совета московской ярмарки современного искусства Cosmoscow.

Марина Абрамович. «Чудо 4». Галерея Krinzinger
Марина Абрамович. «Чудо 4». Галерея Krinzinger

Следующий важный раздел ярмарки — Features, сольные выставки отдельных художников и кураторские проекты, составляющие визуальный контраст основным стендам, которые часто стремятся показать все лучшее сразу. Среди 24 экспозиций стоит обратить внимание на дуэт американских художниц (женское искусство — один из главных трендов и на арт-рынке, и в музейной политике) Эллисон Страфеллы и Хелен Мирры у миланской галереи Raffaella Cortese. Обе работают с абстракцией в мягких гармоничных цветах, только одна — на бумаге, а другая — на ткани. Еще одна художница, представленная в этом разделе, — австрийская феминистка Эльке Сильвия Кристуфек (ее привозит галерея Croy Nielsen из Вены). Карьера Кристуфек началась в 1990-е, а известность пришла благодаря провокационным и эротическим перформансам, видео, фотографиям и картинам, посвященным осознанию места женщины-художника в патриархальном обществе (тема до сих пор не утратила актуальности). Ее исследование сексуальности явно отсылает к Эгону Шиле, а любовь к парикам и смене ролей напоминает проекты Синди Шерман. Уникальную выставку показывает парижская галерея frank elbaz — коллажи, ассамбляжи, архивные документы Уоллеса Бермана — послевоенного художника из Калифорнии, любителя джаза, сюрреализма и каббалы, автора обложек альбомов Чарли Паркера и издателя журнала Semina с поэтическими и художественными экспериментами друзей и его самого.

Яннис Кунеллис. «Без названия». 2000-е. Галерея Karsten Greve. Unlimited/Art Basel
Яннис Кунеллис. «Без названия». 2000-е. Галерея Karsten Greve. Unlimited/Art Basel

В отдельный блок Statements на Art Basel выделены молодые художники и галереи. Тут велика вероятность встретить будущих звезд за пять минут до триумфа. Тем более что двум мастерам из раздела будет вручена премия Bâloise Art Prize — работы победителей будут выкуплены и подарены ведущим европейским музеям, где в ближайшее время пройдут их персональные выставки. В этом году покажут яркие, почти мультяшные, но отсылающие к классикам модернизма холсты аргентинки Адрианы Минолити (галерея Crèvecoeur), монохромные абстракции художницы из Бангладеш Айеши Султаны (у Experimenter), новые работы американской художницы и писательницы Сэбл Элис Смит, посвященные тюремной теме (у JTT), и эффектные инсталляции архитектора и урбаниста родом из Кувейта Сабы Иннаб у бейрутской галереи Marfa’ (да, тут снова много женщин).

Джефф Кунс. «Барочное яйцо с бантом». 1994–2009. Галерея Edward Tyler Nahem Fine Art
Джефф Кунс. «Барочное яйцо с бантом». 1994–2009. Галерея Edward Tyler Nahem Fine Art

Один из самых эффектных разделов — Unlimited, в нем представлены крупноформатные инсталляции и скульптуры, больше подходящие для музейного экспонирования. Уже восьмой (и последний) год их отбирает Джанни Джетцер, куратор Музея Хиршхорна и сада скульптур в Вашингтоне. Среди заявленных имен — Яннис Кунеллис, недавно умерший классик арте повера (галерея Karsten Greve, вероятно, привезет принадлежащую ей инсталляцию 2004 года с рыболовной сетью и ржавым якорем), эпатажная британка Сара Лукас у Sadie Coles HQ, полная серия из 55 ранних, конца 1980-х, «пазлов» из газетных фотографий Феликса Гонсалеса-Торреса, звезды «искусства действия», и яркие диваны ироничного австрийца Франца Веста, которые не появлялись на публике после выставки в Лос-Анджелесе в 1994 году (оба художника — у David Zwirner). И самое многообещающее — премьера VR-проекта американца Пола Маккарти от Hauser & Wirth. 

Эд Минолити. «Логотип». 2018. Галерея Peres Project
Эд Минолити. «Логотип». 2018. Галерея Peres Project

Не выдерживая ограничений, большие скульптуры распространяются по старой части Art Basel — секция Parcours показывает искусство в городской среде. Всего их 20, включая работы Кэти Уилкс (в этом году она представляет Великобританию в Венеции), Рона Терады, работающего в уже почтенной традиции неоновых надписей, и Дэна Грэма, младшего из поколения американских концептуалистов, известного своими минималистскими конструкциями из стекла.

Ими Кнебель. Kadmiumrot B B1-B5. 1975–2018. Галерея Von Bartha
Ими Кнебель. Kadmiumrot B B1-B5. 1975–2018. Галерея Von Bartha

Как любая хорошая ярмарка, Art Basel включает познавательно-развлекательную составляющую для коллекционеров. В специальную кинопрограмму вошло 18 фильмов, отобранных Максой Золлер, директором Международного фестиваля режиссеров-женщин в Дортмунде и Кельне, и независимым нью-йоркским куратором Мэриен Мэсон. Среди них — режиссерский дебют художника Рашида Джонсона «Родной сын», показанный этой зимой на кинофестивале «Сандэнс» и выкупленный HBO, и документальная лента, рассказывающая историю Fluxus и его лидера Джорджа Мачюнаса, снятая Джеффри Перкинсом. Кроме того, во временном павильоне на площади перед выставочным центром во время ярмарки покажут хореографический перформанс румынки Александры Пиричи, который объединит 60 исполнителей. 

Специальное приложение Art Basel к The Art Newspaper Russia N 74

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
3
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
175-летие художника Государственный Русский музей отмечает выставкой, в которую вошло 120 картин, акварелей и рисунков абсолютного классика отечественного искусства, художника из букварей, популярных брошюр о русской истории и учебников по живописи
07.12.2023
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
6
В Месопотамии найдены древнейший истукан и кабан
Турецкие археологи обнаружили в Верхней Месопотамии удивительно детализированную скульптуру человека с выдающимися половыми признаками, а также скульптуру кабана с остатками красящих пигментов. Их возраст — около 11 тыс. лет
05.12.2023
В Месопотамии найдены древнейший истукан и кабан
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+