Вы не в первый раз едете на Art Basel. Объясните почему.
Знаете, в этом году я еду не в Базель, а на Art Basel в Майами-Бич. Я сделала такой выбор по двум причинам. Первая. Несмотря на все санкции, противостояние и политические нюансы, американцы относятся с большим интересом и симпатией к тем вещам, которые мы показываем. Они рассматривают их не как атрибутику тоталитарного режима, а как произведения искусства, как что-то очень любопытное, аутентичное. И вторая. В этом году нас, галерею «Эритаж», пригласила очень крупная и важная ярмарка Salon Art + Design в Нью-Йорке. Она проходит в ноябре. Логично, что оттуда мы поедем в Майами. А еще у нас выходит книга о советском дизайне как раз в конце лета — мы собираемся там ее презентовать. А на Art Basel в Швейцарии я поеду не как участница, а как гостья.
Как случилось, что вы выбрали именно Art Basel и ее «сестер», ведь в мире немало других сильных ярмарок?
Давайте вспомним, что такое Art Basel. Ярмарке почти 50 лет, это одна из самых важных ярмарок современного искусства, хотя там представлен и модернизм. В ней участвуют крупнейшие и сильнейшие галереи. Ярмарка заслужила такую репутацию благодаря, конечно же, очень профессиональной команде организаторов, потому что любая ярмарка хороша продажами — а на Art Basel покупают. Она меня поразила в первый же раз, когда я увидела очередь, как в мавзолей в советские времена, состоящую из серьезных коллекционеров — мужчин в костюмах, при галстуках.
Куда они стояли?
Они стояли в так называемый First choice track. Это были коллекционеры, приглашенные на самый приоритетный и самый закрытый показ в 11 часов утра.
Представляете, люди, прилетающие на собственных самолетах, выстраиваются в очередь, для того чтобы ринуться внутрь и бежать в попытке быстрее купить то, что им уже заранее «отложили». Естественно, они подготовлены, они знают, чего хотят, они пришли, чтобы подтвердить свою покупку. Если бы мне о таком рассказали лет десять назад, я бы в жизни не поверила, но это действительно так.
У ярмарки есть несколько открытий, точнее, первые два дня состоят только из вернисажей. Вот этот First choice track — для самых главных коллекционеров. Потом просто открытие для главных коллекционеров, в четыре часа дня. На следующий день пускают тоже только по приглашениям или по ВИП-картам; их заранее присылают, то есть купить приглашение невозможно, передать карту тоже.
А потом уже приходит публика?
Да, дальше пускают всех желающих посмотреть и купить искусство. Это действительно очень стройная, отлаженная система, и галереи серьезно готовятся к мероприятию, выбирают лучшие произведения, заранее оповещают коллекционеров о них. Я несколько раз в Базеле для клиентов что-то покупала. От начала обсуждения вещи с галеристом и звонка клиенту до покупки проходило не более часа — настолько быстро там все совершается. И после двух первых дней ВИП-открытий фактически 50% Art Basel уже продано.
Design Miami/Basel более демократична, чем Art Basel?
Нет, это просто, скажем так, отсек, где показывают дизайн. Что такое коллекционный дизайн? Это авторские вещи, либо уникальные, в единственном экземпляре, либо выпущенные очень ограниченным тиражом.
Как правило, тираж этот в большинстве случаев, как и в скульптуре, восемь экземпляров плюс несколько авторских. Сейчас к коллекционному дизайну причисляются, в общем-то, вещи и большего тиража, но базово это так. И конечно, там выставляют как современный дизайн, так и винтажные работы знаменитых авторов.
Сейчас Design Miami/Basel занимает целое здание в несколько этажей. Находится оно напротив Art Basel, и между ними даже есть внутренний переход. Естественно, те, кто приезжает на Art Basel, — это та же аудитория, что приходит на Design Miami/Basel. Так повелось, что дизайнерская ярмарка открывается за день до художественной, и в 11 часов в день открытия там происходит та же самая история. Пока я ездила в Базель как посетитель, участие в ярмарке казалось мне недостижимой мечтой.
И как же вы осмелились мечту осуществить?
После случая, когда Крейг Робинс, основатель и совладелец Design Miami, водил меня по ярмарке, рассказывал о галереях, о предметах. В какой-то момент я обратила внимание на стенд галереи Dansk Mobel Kunst с очень аскетичной, простых форм, минималистической датской мебелью. Она навела меня на мысль о мебели советской, которую я видела в детстве. Вот тогда-то у меня и родилась идея, немного безумная. Я предложила Крейгу показать советский дизайн. Как у любого иностранца, он у Робинса ассоциировался с авангардом, поэтому он решил, что я собираюсь именно его показывать. А я говорю: «Ну почему обязательно авангард?» В общем, он дал мне шанс показать что-то на этой ярмарке.
Получается, вы попали по блату?
Блат очень относительный. Попасть на ярмарку практически невозможно. По официальной статистике, ежегодно на Art Basel отказ получает около тысячи галерей, на Design Miami/Basel — сотни. И конечно же, никакой блат тут не поможет. Просто Робинсу понравилась идея, ему стало интересно: что я могу показать? А дальше… могу целую новеллу написать о том, как мы собирали материал.
Первый наш показ был связан с темой «От авангарда к поставангарду». Мы выставляли фарфор 1920–1930-х годов и мебель архитектора Бориса Иофана в диалоге с вещами, сделанными уже в 1960-е годы, в период оттепели, в совершенно другой эстетике, когда нашим дизайнерам было позволено вновь обращаться к идеям русских авангардистов и Баухауса. В результате мы имели оглушительный успех.
Потом каждый год мы старались удивлять. Показывали сталинский ампир и мебель из домов-коммун, советское ар-деко. Организаторы ярмарки были нами очень довольны, каждый раз говорили, что мы делаем “good job”, «хорошую работу». Конечно, им нравится, ведь наш материал нетипичный, понятно, что конкурентов у меня там нет, а для них это изюминка.
Скорее, перчинка. Ну а как с продажами?
У нас покупают в основном русские коллекционеры. Наверное, им приятен сам факт того, что вещь приобретается в Базеле. Бренд работает.
Но за эти годы, надо отдать должное Art Basel, у нас сложилась своя аудитория. Появился интерес западных институций, они хотят делать с нами совместные выставки.
А как зрителю чем вам интересна ярмарка?
Это всегда хороший срез ситуации в искусстве и на рынке. Можно понять, что сегодня пользуется спросом, сориентироваться в ценах, найти новые имена. Там можно увидеть самые мощные галереи США, Европы и Латинской Америки.
И вообще, Базель — замечательный город, особенно когда там проходит Art Basel, которую сопровождают интереснейшие параллельные программы.
«Перископ» — чудесный проект, где всегда можно обнаружить новые имена. Замечательный проект Unlimited. В самом городе прекрасные музеи, один из моих любимейших — Фонд Бейелера. Там постоянно проходят потрясающие выставки, и там роскошный сад.
Когда меня спрашивают, какие ярмарки стоит посетить, я отвечаю, что человеку без профессионального интереса посещение большинства ярмарок может быть тяжеловато. А на Art Basel как раз имеет смысл поехать.