18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Советское ар-деко покажут в галерее «Эритаж»

№60
Материал из газеты

Предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные в СССР в конце 1920-х — 1930-е годы, соседствуют на выставке с эталонными образцами стиля ар-деко из Нью-Йорка и Парижа

Последние пять лет владелица галереи, коллекционер и искусствовед Кристина Краснянская последовательно популяризирует оте­чественный авторский дизайн в России и за рубежом. Так, в 2015 году в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева состоялась подготовленная галереей выставка «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму. 1920–1960-е». Параллельно в самом «Эритаже» проходили выставки, посвященные роли дизайна в культуре авангарда и советскому модернизму. Продолжением темы стала выставка советского ар-деко. По замыслу ее кураторов, Краснянской и старшего научного сотрудника Музея Москвы Александры Селивановой, в экспозиции предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные в СССР в конце 1920-х — 1930-е годы, соседствуют с эталонными образцами стиля ар-деко из Нью-Йорка и Парижа. Такая интеграция отечественного дизайна в международный контекст — излюбленный ход галереи.

Довоенную советскую архитектуру обычно называют постконструктивизмом, а при упоминании феномена советского ар-деко чаще всего вспоминают лишь оформление нескольких станций московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт») и послевоенные сталинские высотки. 

Однако, как говорит Селиванова, «в период с 1933 по 1936 год вся страна, от Архангельска до Хабаровска, была застроена жилыми домами, кинотеатрами, школами, домами культуры, больницами, клубами в странном, довольно экстравагантном стиле, совсем не похожем на сталинский ампир, а, скорее, напоминавшем западные примеры ар-деко». 

Иногда специально для этих зданий создавались предметы интерьера, почти не сохранившиеся, поэтому образцы этого стиля, представлявшие собой компромисс между строгим геометризмом конструктивизма и элементами классики в новом прочтении, практически не найти даже в музейных собраниях.

Кроме того, для партийной номенклатуры предназначались единичные заказные изделия декоративно-прикладного искусства. В коллекции галереи «Эритаж» такие образцы мебели есть. Дубовая ширма 1934 года, выполненная по проекту архитектора Александра Дмитриева для Детской военно-трудовой коммуны Лен­облоно; мебель конца ­1930-х, сделанная ленинградской артелью «Ленинец» по проекту скульптора Игоря Крестовского для дома-коммуны им. Калинина в Смоленске; предметы обстановки Музея В.И.Ленина в Ленинграде в Мраморном дворце, разработанные после ареста в конце 1930-х архитектором Николаем Лансере в так называемой шарашке, Особом конструкторско-техническом бюро, где репрессированные архитекторы работали под надзором. 

На выставке также представлены архитектурная графика Алексея Щусева (проекты Дворца Советов), керамика Александра Дейнеки, изделия фарфорового факультета Вхутемаса конца 1920‑х, произведения Александра Родченко, Василия Шухаева и «парижан» Георгия Артемова, Александра Архипенко, Сони Делоне, Поля Мака, Романа Тыртова (Эрте), Осипа Цадкина, Павла Челищева и других. 

Галерея «Эритаж»
Советское ар-деко
21 февраля – 15 апреля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+