18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Установлен новый рекорд цены для работы Кузьмы Петрова-Водкина

На аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне «Натюрморт с сиренью» продан за £9,3 млн — это самая высокая цена, когда-либо уплаченная в рамках русских торгов

«Русская неделя» в Лондоне началась более чем бодро: серию торгов открыл аукцион Christie’s, топ-лотом которого была работа Кузьмы Петрова-Водкина, проданная за рекордные £9,3 млн (включая комиссию аукционного дома). Это почти в девять раз больше осторожного эстимейта в £1–1,5 млн. Напряженная борьба между несколькими участниками в зале и по телефону завершилась победной ставкой в £8 млн, которую сделала международный директор отдела русского искусства Сара Мэнсфилд от имени своего клиента, участвовавшего в торгах по телефону.

Шестизначные суммы в результатах аукционов русского искусства, скорее, редкость в последние годы: в каталогах торгов не всегда присутствуют лоты, которые были бы оценены в миллион фунтов, и уж тем более дороже. Теперь в рейтинге самых дорогих художников, проданных на аукционах русского искусства, Петров-Водкин занимает почетное первое место (Кузьма Петров-Водкин — £9,286 млн, Валентин Серов — £9,266 млн, Николай Рерих — £7,9 млн), обойдя, например, Наталию Гончарову (£6,4 млн) и Илью Репина (£4,5 млн).

Картин Петрова-Водкина такого уровня не было на рынке с 2012 года, когда на торгах MacDougall’s другой натюрморт, «Яблоки и яйца», ушел с молотка за £2,3 млн — до сегодняшнего дня это был аукционный рекорд цены для художника. «Натюрморт с сиренью» 1928 года — работа с таким провенансом, которого желают своим произведениям все коллекционеры. В 1932 году картина была включена в экспозицию советского павильона на Венецианской биеннале, что подтверждает фотография павильона (правда, не слишком четкая). Затем натюрморт, очевидно, был включен в программу обмена работ русских современных художников на произведения их итальянских коллег, инициированную Борисом Терновцом, искусствоведом и критиком, с 1928 по 1941 год директором Государственного музея нового западного искусства. Его итальянским партнером был искусствовед и издатель Джованни Шейвиллер (1889–1965). Например, он познакомил Терновца с Джорджо Моранди; в благодарность директор ГМНЗИ подарил Шейвиллеру натюрморт Петрова-Водкина (а в собрании музея появился «Портрет Джованни Шейвиллера» Акилле Фуни 1927 года — теперь в ГМИИ). Наследники Шейвиллера бережно хранили картину, но не задумывались о ее ценности, и известие о том, что она может стоить более миллиона, повергло их в изумление. Еще более поразительным, чем сам натюрморт, глава отдела русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен в шутку назвал оборот полотна. Там сохранились многочисленные наклейки, в том числе об участии в Венецианской биеннале и выставке в Институте Карнеги в США в 1928 году.

«Натюрморт с сиренью» 1928 года композиционно очень схож со знаменитой «Черемухой в стакане» 1932 года из Русского музея: та же синяя скатерть (по воспоминаниям дочери художника, он везде возил ее с собой), та же глянцево-красная обложка журнала L’Art vivant (как оказалось, это январский выпуск 1925 года, для которого Петров-Водкин дал интервью). Однако в стакане — не белая черемуха, а лиловая сирень; виден уголок письма и коробок спичек с самолетиком.

Специалистами Christie’s в уголке картины обнаружена вторая дата, причем перевернутая — это навело на мысль, что для натюрморта художник взял уже однажды использованный холст. При съемке в инфракрасном свете стало видно, что под натюрмортом — незаконченная «Мадонна с младенцем» (рисунок к ней хранится в одной частной коллекции).

Торги Christie’s в Лондоне продолжаются. Из других важных продаж сегодняшнего дня можно отметить £419,2 тыс. за «Натюрморт с флоксами» Александра Дейнеки и £323,2 тыс. за пейзаж Ивана Шишкина «Сиверская» (обе картины предварительно были оценены в £200–300 тыс.).

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+