Великобритания салютует пионеру «всечества» Наталии Гончаровой

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

На выставку в Тейт собрали более 160 ее работ из ведущих мировых музеев

Наталия Гончарова. Эскиз декорации к балету «Жар-птица» Игоря Стравинского. 1954. Фото: Victoria and Albert Museum, London / ADAGP, Paris and DACS, London 2019
Наталия Гончарова. Эскиз декорации к балету «Жар-птица» Игоря Стравинского. 1954.
Фото: Victoria and Albert Museum, London / ADAGP, Paris and DACS, London 2019

Первая в Великобритании большая выставка Наталии Гончаровой, абсолютной иконы русского авангарда, признанной классиком искусства ХХ века при жизни, рекордсменки среди дам на аукционных торгах. В 2010 году ее «Испанку» (1916) на Christie’s продали за $10,2 млн. В Тейт так сформулировали миссию Гончаровой: «На протяжении всей своей карьеры она бросала вызов любым условностям, которые создавали художественные, социальные и гендерные традиции». Для тех, кто ничего не слыхал про Гончарову, музей сформулировал несколько пунктов, которые о ней следует знать. Что она была пионером «всечества», то есть занималась живописью, иллюстрацией, дизайном, кино, перформансом. Найден даже английский аналог «всечества» — “everythingism”. Дальше важно, что Гончарова входила в группу лидеров авангарда, выставлялась с Василием Кандинским, Казимиром Малевичем и Владимиром Татлиным. И что особенно значимо — наравне с коллегами-мужчинами. А еще в 1913 году в салоне Клавдии Михайловой в Москве она первой из всех авангардистов удостоилась ретроспективы, где было показано около 800 ее произведений. Выставку тогда посетило 12 тыс. человек, была продана 31 картина, и даже привередливый Александр Бенуа отозвался о ней одобрительно. Вместе с Михаилом Ларионовым Гончарова вывела новый сорт абстрактного искусства — «лучизм». Еще Гончарова, родившаяся в Тульской губернии, не забывала об этом и вдохновлялась народным искусством. В 1910 году ее основанные на лубочных мотивах работы конфисковала полиция. 

Наталия Гончарова. «Автопортрет с желтыми лилиями». 1907-1908. Государственная Третьяковская галерея. Фото: ADAGP, Paris and DACS, London 2019
Наталия Гончарова. «Автопортрет с желтыми лилиями». 1907-1908. Государственная Третьяковская галерея.
Фото: ADAGP, Paris and DACS, London 2019

На выставку, которую курируют Наталья Сидлина и Мэтью Гейл, собрано более 160 произведений из разных музеев и частных коллекций. Из Третьяковской галереи и Русского музея прибыли главные шедевры — «Велосипедист» (ГРМ), «Крестьяне, собирающие яблоки», «Автопортрет с желтыми лилиями» (оба — ГТГ) и другие. Тут же когда-то подцензурная «Натурщица» и «Евангелисты», восхитившие Лондон еще в 1912-м, но через два года в Петербурге снятые с экспозиции. 

Отдельный зал посвящен сотрудничеству Наталии Гончаровой с Надеждой Ламановой, кутюрье императорского двора. Короткие набеги художницы в дизайн интерьера представлены ширмой «Весна» (1928), созданной по заказу Чикагского художественного клуба и никогда прежде не выставлявшейся. 

Монументальный триптих «Купальщицы» из ГТГ в Великобритании впервые. Впервые же здесь воссоединились «Станок и женщина» («Ткач») из Национального музея Уэльса и «Лес» из Шотландской национальной галереи современного искусства, созданные в одной мастерской в 1913 году. Разумеется, Тейт покажет и свою Гончарову: «Женщин в саду», «Трех девушек» и блистательный футуристический шедевр «Белье» с изображением дамских и мужских сорочек, воротничков и манжет под раскаленным утюгом прачки.

Финальная же точка лондонского проекта — сотрудничество Гончаровой с балетными компаниями, продолжавшееся с 1914-го по 1950-е годы, в том числе эскизы костюмов к опере «Золотой петушок» и балету «Свадебка», поставленным в том же Лондоне в 1920–1930-х годах.  

Тейт Модерн
Наталия Гончарова
6 июня – 8 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+