18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Сестры-призраки» проходят опознание

№73
Материал из газеты

Анализ полотна Артемизии Джентилески из коллекции Галереи Уффици обнаружил подмалевок, поразительно похожий на картину, которую недавно приобрела лондонская Национальная галерея

Анализ барочной картины Артемизии Джентилески из коллекции флорентийской Галереи Уффици выявил записанный набросок, почти идентичный другому произведению художницы, которое недавно приобрела лондонская Национальная галерея. Реставратор из Италии полагает, что обе работы созданы на основе одного картона или эскиза.

Чечилия Фрозинини, возглавляющая отдел реставрации живописи в государственной реставрационной мастерской Opificio delle Pietre Dure, рассказывает, что, для того чтобы заглянуть под основной красочный слой «Святой Екатерины Александрийской» (1618–1620), специалисты использовали такие неинвазивные техники, как ультрафиолетовый, инфракрасный и рентгеновский анализ.

Изображенная на картине святая смотрит вверх, а ее голову венчает корона. В Уффици считают, что в этом образе Джентилески соединила свой автопортрет и портрет Катерины, дочери великого герцога Фердинанда де Медичи. На изображении, полученном при помощи рентгенографии, вместо короны на голове Екатерины виден тюрбан, а ее лицо повернуто к зрителю — точно так же, как на «Автопортрете в образе святой Екатерины Александрийской» (1615–1617), которую Национальная галерея приобрела в июле 2018 года за £3,6 млн.

По словам представителей Галереи Уффици, анализ также обнаружил «загадочное маленькое лицо» слева от лица святой Екатерины, «сюжетно никак не связанное ни с законченным произведением, ни с его ранней версией». 

Реставраторы отмечают, что контуры лондонского портрета практически полностью совпадают с контурами подмалевка картины из Уффици. «Мы полагаем, что у Джентилески был картон или по крайней мере подготовительный рисунок, который она использовала несколько раз, варьируя изображение и внося изменения в композицию», — говорит Фрозинини.

На протяжении долгого времени имя Артемизии Джентилески (1593–1653) было практически вычеркнуто из истории искусства. Не так давно она снова вошла в обойму и обрела признание как одна из первых художниц, пользовавшихся широкой популярностью среди покровителей искусства XVII столетия.

Летиция Тревес, куратор итальянской, испанской и французской живописи XVII века в лондонской Национальной галерее, рассказала, что ее музей предоставил для сопоставления контуры автопортрета Джентилески Галерее Уффици и музею «Уодсворт Атенеум» в американском Хартфорде (здесь хранится ее «Автопортрет с лютней», написанный приблизительно в 1615–1618 годах; это поясной портрет, на котором она также изобразила себя сидящей лицом к зрителю). По словам Тревес, положение рук на картине из Национальной галереи совпадает с подмалевком из Уффици, а голова — с автопортретом из «Уодсворт Атенеум». «Выяснилось, что эти участки совпадают с точностью до миллиметра, а это значит, что Джентилески использовала какую-то особую технику переноса отдельных элементов на холст», — говорит Тревес.

Она также сообщила, что, хотя на лондонском портрете и не обнаружили никаких скрытых изображений, анализ показал, что Джентилески переписывала драпировку платья и изменила оттенок ткани на рукаве. 

Впереди у исследователей еще много работы. «Творческие методы Артемизии, техническая сторона ее искусства изучены гораздо хуже, чем у других художников, — отмечает Тревес. — Любое новое открытие становится прорывом». 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+