18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Кондиционеры против шатров: модель TEFAF оказалась более выгодной, чем Frieze

Для покупателей важно не только количество стендов и расположение ярмарки, но и температура воздуха на мероприятии — это доказывают результаты двух конкурирующих нью-йоркских ярмарок

Весна в Нью-Йорке очень переменчива. Это утверждение справедливо в отношении не только погоды, но и арт-рынка. Горький опыт ярмарки Frieze, состоявшейся в Нью-Йорке в восьмой раз (2–5 мая), вновь подтвердил эту истину. Перспективы Frieze давно служат предметом спекуляций и слухов, в особенности после появления три года назад проходящей параллельно ярмарки TEFAF New York Spring (3–7 мая).

Последние несколько лет были для Frieze New York очень непростыми: она пережила наводнение в 2017 году и поломку вентиляции в разгар жары в 2018-м. В результате список ее экспонентов сократился с 190 в прошлом году до 180 в нынешнем. Потеря может показаться незначительной, среди ушедших есть галереи самой разной величины (в том числе Blum & Poe, Anton Kern, Albertz Benda, Castelli Gallery, Chateau Shatto, Esther Schipper и Gavin Brown’s Enterprise). Однако среди тех, кто перебрался из шатра Frieze на острове Рандалс в Арсенал на Парк-авеню, где TEFAF оборудовала свой стабильно кондиционируемый бастион, есть и наиболее авторитетные игроки арт-рынка.

Пожалуй, самым заметным стал переезд галереи Pace, которая не представлена на Frieze New York впервые с 2015 года. «Не могу назвать одну какую-то конкретную причину, по которой мы решили в нынешнем году принять участие в TEFAF. Просто нам показалось, что за последние два года ярмарка нашла свое место в экосистеме Нью-Йорка, и мы решили, что сейчас самое время исследовать эту платформу», — говорит Марк Глимчер, президент и главный исполнительный директор Pace. Стенд галереи был посвящен произведениям Жана Дюбюффе.

В этом году в TEFAF участвовали и другие международные галереи, бывшие в 2018 году в составе Frieze New York. В их числе Skarstedt, Almine Rech и Kamel Mennour. В качестве стимулирующего фактора все называют местоположение TEFAF. «Расположение в Верхнем Ист-Сайде удобно нашим нью-йоркским и зарубежным коллекционерам, не говоря уже о том, что это недалеко от нашей галереи, и мы надеемся, что оно послужит коллекционерам стимулом посетить ярмарку несколько раз», — рассказывает Альмин Реш.

И в самом деле, расположение Frieze New York на острове Рандалс, куда можно добраться только на машине, пароме или на автобусах и метро со множеством пересадок (к чему питают отвращение даже самые закаленные ньюйоркцы), годами было камнем преткновения. Из-за него Frieze New York часто называют «однодневной ярмаркой», поскольку лишь немногие решаются проделать этот путь больше одного раза.

Впрочем, некоторые дилеры по-прежнему считают, что путешествие стоит того. В их числе галерист Шон Келли, который в этом году участвовал и в Frieze, и в TEFAF. «Я готов поддержать любую нью-йоркскую ярмарку. Для такого города, как Нью-Йорк, очень важно разнообразие, оно служит мощным двигателем рынка», — заявляет Келли, добавляя, что, на его взгляд, Frieze — площадка для более молодых художников, поэтому там он представил экспонаты из своей современной программы, а на TEFAF привез подготовленную Лораном Грассо подборку более старого искусства, в том числе рисунок Мане 1867 года.

Однако и Келли признает, что расположение на острове и размещение в шатре играют не на руку Frieze. «Откровенно говоря, за последние несколько лет Frieze не пострадала разве что от нашествия саранчи», — шутит он. И отмечает, что прошлогодняя поломка кондиционеров заставила многих окончательно разочароваться в ярмарке. После того как несколько дилеров пожаловались на то, что температура в шатре (поднимавшаяся, по утверждениям некоторых, выше 30 ºC) негативно отразилась на их продажах, организаторы Frieze предложили экспонентам частичную компенсацию в размере 10%. Канадский дилер Шейн Кэмпбелл даже подал коллективный иск против ярмарки, обвинив ее организаторов в грубой халатности. Сейчас дело рассматривается в судах Нью-Йорка. Собирается ли Frieze переезжать, Келли не знает, но, по утверждению галериста, его не удивило бы такое развитие событий.

Действительно, когда в прошлом году было объявлено о запуске Frieze Los Angeles, многие высказали предположение, что группа Frieze решила отказаться от нью-йоркской ярмарки. Успех ее калифорнийской сестры, впервые состоявшейся в феврале, подкрепил эти подозрения, несмотря на уверения представителя Frieze в том, что планов покидать Нью-Йорк на данный момент у них нет. Участники и посетители Frieze LA хвалили ее центральное расположение на территории киностудии Paramount и сравнительно небольшой размер — 70 стендов, что меньше половины ее нью-йоркской и лондонской версий.

TEFAF New York тоже относительно невелика — 90 стендов. Альмин Реш говорит, что ее «уютный» размер «дает коллекционерам возможность без спешки уделить время произведениям искусства». И в самом деле, почти все галеристы, с которыми мы говорили, назвали небольшой размер важным плюсом TEFAF.

Как заметил один из лондонских дилеров, в этом году в очередной раз участвовавший в Frieze New York, крупные ярмарки вроде Frieze и Art Basel обязаны своим успехом прежде всего тому, что маленькие галереи чувствуют необходимость быть частью крупного «бренда». Однако в целом заметно, что большей популярностью пользуются ярмарки меньшего размера. Шон Келли приводит в пример деятельность Магнуса Ренфрю: «Он делает две бутиковые художественные ярмарки в Тайбэе и Сингапуре с приблизительно 80 участниками. Мы работали на его ярмарке в Тайбэе, и для нас этот опыт был очень удачным — как и на других ярмарках такого размера вроде Art Show от Ассоциации арт-дилеров Америки и вот теперь TEFAF. Это хорошая модель».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+